На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»

Adobe Photoshop - сбывшаяся мечта фотографа и художника

18.05.2002 13:38

Беседа Александра Костинского с Евгением Козловским в эфире "Радио Свобода" 30.04.02

Александр Костинский В нашей передаче мы уже не раз рассказывали о достижениях цифровой фотографии и печати. Но после цифровой съемки и до печати на принтере, существует еще одна стадия обработки изображения. Для нее созданы специальные программы - графические растровые редакторы. Самые известные из них Adobe Photoshop и Corel Photopaint.

Эти программы в чем-то заменяют процесс обработки и проявления фотографий, когда мы при свете красного фонаря, перекладывали фотобумагу из ванночки в ванночку.

Но их функции гораздо шире. Они могут восстанавливать старые отпечатки, убирать с них ненужные детали, комбинировать снимки, картины, рисунки.

Растровые редакторы снабжены массой специальных фильтров, которые позволяют обычное изображение выполнить практически в любом художественном стиле, отлить его из бронзы, вытесать из гранита и многое-многое другое.

Сегодня мы обсудим возможности подобных программ с главным редактором журнала "Компьютерра", фотографом и фотохудожником Евгением Козловским.

Евгений, как возникла идея, как пришли компьютерщики к тому, что уже готовые изображения можно видоизменить, улучшить или преобразовать в какой-то другой вид?

Евгений Козловский Компьютерщики здесь не при чем. Я думаю, что в самых первых наскальных изображениях, уже тогда была потребность, интерес, желание как-то это все раскрасить, охрой, например, а что-то черным промазать. Поэтому, когда появились компьютеры, то, естественно, эта задача возникла вместе с креативными задачами создания чего-то, фиксации, в том числе обработки изображений. Другой разговор, когда у вас изображение записано в цифровом виде, то очень многие вещи, которые в аналоговом, живом виде было делать трудно, стало делать гораздо проще. Например, фотографы 20-40 лет назад использовали такие приемы, как изогелия, соляризация. Соляризация, например, после начала проявки пленки или фотографии требовала сильно ее засветить, чтобы инвертировать изображение, чтобы недопроявленное серебро пошло в засветку, а уже проявленное было частично обработано, и получалась местами негативная, местами позитивная картинка, странные тени. В зависимости от того, сколько времени горел свет, как он был ярок, соляризация была такой или другой. Цветная соляризация - это вообще был конец света. Журналы в то время, как "Чешское фото", печатали такие фотографии. Сейчас на компьютере это сделать очень просто. Вы задаете просто диапазон света и тени и говорите - эту часть нужно инвертировать. Он легко это делает довольно простыми программными средствами.

Или изогелия. Это было черт знает что. Надо было сделать из обычного полутонового изображения что-то такое плакатное, скажем четыре градации серого. Для этого нужно было брать негатив, печатать его с большой контрастностью. Потом его переснимать или печатать этот негатив на другой негатив, увеличивая контрастность. Несколько раз это проделывалось с большими или меньшими выдержками, и вы получали, наконец, четыре варианта фотографии. Один из них показывал более темные кусочки, другой менее темные, третий был совсем светлым. Потом их складывали вместе, совмещая на просвет. Печатали. И вместо сотен оттенков четыре: черный, темно-серый, светло-серый и белый. Получалось очень эффектно, плакатно. Проделать это на компьютере очень просто. Вы берете любую программу, а уж для такой мощной, как Photoshop, о которой мы будем говорить, просто элементарно, и задаете столько градаций, сколько вам нужно, и процессор просто их просчитывает. Вот эта часть пикселей, попадающая в градации от единицы до 256 красится в белый, от 256 до 512 - в светло-серый и так далее. И вы получаете картинку такового вот плакатного странного вида в одно мгновение вместо суток совмещения, сушек и всего прочего.

Александр Костинский В первых программах обработки изображения пытались реализовать в цифровом виде приемы, накопленные в фотографии?

Евгений Козловский Можно сказать так, а можно и шире. Сперва воплощались те приемы, которые уже существовали в изобразительном искусстве. Например, целое направление импрессионизма "пуантилизм", когда изображение разбивается на ряд локальных ярких точек определенного количества цветов, что-то вроде мозаики. Такие эффекты, такие фильтры легко реализуются в Фотошопе. Фильтры импрессионизма, легкой размывки. Или фильтр фрески, когда цвета бледнеют и становятся менее разнообразными. Здесь могут быть живописные фильтры, фотографические, психоделические, какие угодно. От чего это исходило? Наверное, отталкивались изначально от каких-то уже наработанных в живописи и фотографии вещей, а параллельно, иногда автоматически, иногда с помощью фантазии получались еще какие-то совершенно неожиданные эффекты. Дело в том, что иной раз какую-то формулу запускаешь на вход осциллографа, монитора, графопостроителя, и это сравнительно простое выражение вдруг начинает рисовать странные вещи, которые в каких-то ситуациях оказываются красивыми. И поэтому, я думаю, что часть этих фильтров, часть этих эффектов возникали как:

Александр Костинский Как фантазия, как эксперимент.

Евгений Козловский Как неожиданное побочное действие работы над какими-то математическими алгоритмами и формулами.

Александр Костинский Практически все возможности, о которых мы сейчас говорили, убедительно воплощены в программе Adobe Photoshop. Он стал стандартом в области обработки изображения.

Евгений Козловский Фотошоп действительно стал стандартом де-факто, но он - дорого стоит.

Александр Костинский Но не на Горбушке (Горбушка - рынок компьютерной и бытовой техники, дисков, кассет - изначально находился в районе ДК им. Горбунова, а теперь перенесен в бывшие цеха завода "Рубин" - А.К.).

Евгений Козловский Но не на Горбушке. Поэтому я думаю, что только в России или на Украине Фотошоп считается самым универсальным инструментом для любителей. Потому что, на самом деле, даже очень продвинутый любитель никогда не воспользуется и десятью процентами возможностей Фотошопа, а некоторые вещи ему в Фотошопе будет делать трудно, потому что требуется глубокое понимание, глубокое знание программы. Нужно прочесть не одну толстую книжку, чтобы как-то в этом всем разобраться. Фотошоп - это суперинструмент, который, вообще говоря, совсем не обязательно использовать и не совсем просто. К большинству сканеров, цифровых фотоаппаратов обычно прикладываются какие-то графические редакторы, которые большую часть бытовых потребностей позволяют удовлетворить проще, понятнее для любителя, но их - много, и о каждом не поговоришь. Поэтому можно, как пример, говорить и о Фотошопе.

Е.КозловскийЕвгений Козловский Есть опция - autolevel, автоуровень. Что это значит? Это значит, что, когда вы получаете картинку, может оказаться, что весь ее диапазон сдвинут в какую-то сторону. Она чуть-чуть под желтой вуалью, или синей, или чуть-чуть пересвечена. Вы нажимаете автоуровень, Фотошоп сам определяет самое яркое место картинки и самое темное и весь возможный диапазон он расширяет на всю границу, на те куски спектра, которые оказались не задействованы в этой фотографии. Фотошоп расширяет диапазон.

Александр Костинский И фотография становится более сбалансированной.

Евгений Козловский И в девяти случаях из десяти она становится более четкой, более яркой, насыщенной, точной. Но в десятом случае теряется, например, общий розовый цвет рассвета. А он был. Поэтому без глаза здесь все равно ничего сделать нельзя. Иногда в таких случаях помогает другая автоматическая опция Фотошопа - автоконтраст. Тогда он не тронет цвет и розовую дымку оставит розовой или синюю вечернюю - синей, но отсечет уплотнит диапазон. То же самое, в принципе, делается, когда записывается музыка для компактов: сжимают динамический диапазон. Он достаточно широк и, чтобы он ярче звучал, его сжимают. На самом деле это искажение, но искажение, приятное нашему глазу, дающее что-то вроде повышения совершенства. Подобные операции есть во встроенных легких, небольших редакторах.

Александр Костинский Не только с Фотошопом можно работать. Даже если вы купили себе средний цифровой фотоаппарат, к нему прилагается программа, которая вам поможет одним или двумя нажатиями избавиться от красных глаз, скорректировать цвета. Фотошоп это - слишком мощный инструмент.

Евгений Козловский Это - слишком мощный инструмент и настолько мощный, что порою человек не может сделать даже элементарных вещей, потому что это оказывается слишком сложным. Обычный фотолюбитель в Фотошопе будет пользоваться четырьмя возможностями, которые, как правило, еще более доступно реализованы в прикладываемых программах. Но, тем ни менее, Фотошоп - это безумно увлекательно. Можно жить с Фотошопом, можно стать виртуозом Фотошопа и рано или поздно, наверное, зарабатывать на этом хорошие деньги. Но это трудно.

Александр Костинский А можно ли с помощью Фотошопа менять на фотографиях цвет волос, делать из фотографий шаржи, примерять с помощью компьютера одежду из журналов мод?

Евгений Козловский На самом деле для всяких таких штучек (вроде карикатур с вытянутым носом, вроде разных цветов или типов причесок) есть масса специальных программ. Просто на Горбушке лежат эти имиджевые программы. Вы берете свое лицо и делаете с ним что хотите: тени, румяна, волосы такие, другие, одного вида, другого. Для этого все специально заточено. Можно это сделать в Фотошопе? Можно, но очень сложно.

Александр Костинский Это специальные программы обработки изображений более дешевы и просты.

Евгений Козловский Или программы, которые делают шаржи. Просто берете фотографию, мышкой тяните сюда, туда. Вот здесь добавляете кисточкой какой-то цвет. Она специально сделана для шаржей. Есть программы, которые позволяют делать и такие вещи. Вы снимаете козла, например.

Александр Костинский Животное.

Евгений Козловский Животное. И себя. Запускаете эти два кадра. Пишите 8, 12 или 16 шагов и лицо козла превращается в ваше лицо совершенно плавно кадр за кадром. Там все больше козлиного, все меньше вашего, тем ни менее что-то похожее. Это все очень эффектно. Трудно сейчас придумать то, чего уже нет в таких небольших программах.

Александр Костинский Можно сказать, что сейчас благодаря компьютерной технике произошел серьезный качественный скачок.

Евгений Козловский Дело вот в чем. То же самое можно отнести к записи и редактированию текстов. Софья Андреевна Толстая восемь раз переписывала "Войну и мир". Представляете, сколько одной бумаги потребовалось? А сейчас один раз набили в компьютер, а дальше редактируйте. Цифровое видео. Что такое раньше был монтаж? Я помню, как делали аналоговый профессиональный монтаж в аппаратной на телевидении. Сейчас все это происходит в реальном времени и легко. Звук - то же самое. Как только мы какую-нибудь информацию, и фотографии, и текст и так далее, переводим в цифровую форму, с ними уже можно легко оперировать.

С другой стороны, я помню, кажется, в 1965 году, когда один из фотографов на выставку принес молодого человека комсомольского вида, сделанного в технике изогелия. Вокруг толпа собралась. Как вот этот плакатный вид сделан из фотографии? Кто понимал - понимал, что он неделю просидел, кто не понимал, тот удивлялся. Сейчас это уже никому не нужно. Сейчас это сделать легко и поэтому на выставку такая фотография не попадет. Сейчас каждый может выделить четыре уровня в Фотошопе и получить подобную картинку за секунду.

Александр Костинский То есть изогелия стала обыкновенным инструментом.

Евгений Козловский Здесь две стороны. Я не думаю, что это только: "Ах, облегчило фотографам работу!" Насколько облегчило, настолько и обесценило.

Александр Костинский Но зато можно над смыслом работать. Это лучше, чем неделю четыре градации выводить.

Евгений Козловский Я совершенно согласен, но по моему опыту количество смыслов, рождающихся в голове того или иного человека, довольно ограничено. Вот если бы высвобождению смыслов мешала только техника, да, мы сейчас могли бы и соборов понастроить: Количество смыслов ограничено. Скорее повышается общий ремесленный уровень. Я не думаю, что это способно изменить креативную составляющую искусства.

Александр Костинский Если говорить о довольно простых возможностях художественных редакторов. Мы можем, например, легко увеличить фотографию, уменьшить ее.

Евгений Козловский Мы можем, конечно, увеличить фотографию, но, если она снята с маленьким разрешением, ее, вообще говоря, увеличить можно, но прилично она будет смотреться на том расстоянии, на котором она будет выглядеть такой же маленькой, как была изначально.

Александр Костинский А сглаживание?

Евгений Козловский Сглаживание, бикубические преобразования, пятое-десятое, но в самом высшем смысле, из ничего - ничего вы не получите.

А.КостинскийЕвгений Козловский Исходник должен быть высокого качества, чтобы получить высокое качество. Другой разговор, что можно взять исходник низкого качества и с помощью довольно сложных и творческих операций перевести его в другую технику. У вас низкого качества исходник, по краям линий видны ступеньки и квадратики, вы это все смажете. У вас неоткуда взяться ни добавочным цветам, ни добавочным деталям, вы это просто покрасите, сделаете под японскую шелковую гравюру и получится здорово, но это целая работа. А вот, чтобы у вас была фотография на паспорт, а вы могли с помощью чудесных компьютерных технологий увеличить ее до плаката - это вряд ли. Хотя, конечно, если речь идет об аналоговых фотографиях, когда разрешение ограничено только величиной серебряного зерна, а зерна маленькие, то при хорошем сканировании, конечно, вы ее можете сделать довольно большой. Но вы, хорошо сканируя, уже делаете довольно качественный оригинал. Вы не столько увеличиваете, сколько тонко снимаете информацию с изображения. Вы все равно не получите больше, чем ее есть, но поскольку эти частички серебра достаточно микроскопичны:

Александр Костинский 30 микрон.

Евгений Козловский Ну да. Если у вас есть хорошая аппаратура, то вы можете каждые 30 микрон поместить в один пиксель. Если таких микрон у вас достаточно много, а сканнер позволяет их увидеть, то, да, вы маленькую фотографию можете увеличить. Но, если у вас цифровое изображение 640х480 точек, конечно, вы ничего с ним не сделаете, разве что возьмете его основой для творческого преобразования, практически создания новой картинки.

Если говорить о практических вещах, то я бы поговорил вот о чем. О том какая обработка изображений минимально нужна. Нужна всегда, и не является вот такой экстравагантностью. Тем более, повторяю, экстравагантности в каком-то смысле чуть ли не проще элементарных вещей, потому что для них есть специальные программы:

Александр Костинский Один раз кнопку нажал и все.

Евгений Козловский Стоит получение нами фотографических, документальных изображений разделить на три группы. Это сканирование с прозрачного материала - слайды, негативы; сканирование с отпечатков; и, наконец, получение цифрового оригинала с помощью цифровой камеры.

Сегодня, конечно, можно сразу получать цифровое изображение. С этого мы и начнем.

Какие тут возникают проблемы?

Во время фотографирования очень важно правильно выставить баланс белого. Чем дешевле фотоаппарат, тем меньше у вас возможностей, иногда это делается аппаратом автоматически. Иногда у вас есть градации: лампочка накаливания, дневной свет, вечер, день. В чуть-чуть более продвинутых аппаратах есть возможность получать баланс белого по белому листу. В этих конкретных условиях освещения вы берете белый лист, снимаете его, и аппарат запоминает, что это - белое. Вы должны обязательно это сделать, потому что никакой Фотошоп не позволит вам получить цветовые оттенки, которые вы потеряли при фотографировании. И, если вы неправильно установили или вообще не установили баланс белого, то у вас есть шанс получить картинку, с которой вы нигде ничего не сделаете. Когда чуть-чуть цветовая температура не совпадает, когда яркий солнечный снимок, тогда вы можете в Фотошопе исправить фотографию. Цветопередача зависит от вида матрицы, иногда от конкретного аппарата. У меня мой предыдущий Olimpus Е-10 все время немножечко синил, и я почти каждый снимок, во всяком случае, когда речь шла о солнце с большим количеством неба, ультрафиолета, я всегда 15-20% почти автоматом двигал в сторону желтого. Такие легкие недостатки поправляются Фотошопом, но если вы не имеете всей информации в кадре, то, конечно, исправить такой недостаток вам будет довольно трудно. Тут еще очень важная штука - правильная настройка монитора, а если вы печатать собираетесь, то и принтера. Аппарат вам может дать очень приличную картинку, а монитор не настроен на правильную цветовую температуру. Понять это невозможно, потому что глаз привыкает, адаптируется. Дома при свете ламп накаливания у вас же нет ощущения, что вы сидите в желтом свете. Глаз адаптировался. Когда вы точно снимете цвет, то увидите, что все - желтое. Когда вы на солнце, кругом ультрафиолет, вам кажется, что все нормально. На самом деле все - синее. Поэтому, когда сидите перед монитором, вам кажется, что все нормально. На самом деле, нужно точно балансировать цветовую температуру, и по глазу очень трудно настраиваться. В дорогих мониторах существуют специальные цветоанализаторы, но это не для любителей, естественно. Если вы просто намерены показывать снимки на мониторе друзьям, и им все покажется нормальным. Если же вы собираетесь делать отпечатки, вот тут нужно ваш конкретный принтер, ваш конкретный монитор откалибровать. Сделать снимок и посмотреть, соответствует он реальности или нет. Ах, черт, на снимке много желтизны. Давайте добавим в монитор немного желтого, чтобы во время обработки снимка сразу сделать его более голубым. Это вот то, что касается обработки цифрового оригинала. Дальше, что с ним делать?

То, о чем я уже говорил - уровни. Их можно оставить, как они есть, ничего страшного. Но, если вы хотите выжать из этого снимка максимум сочности, яркости, вы пробуете автоуровни. Если автоуровни у вас не проходят, дают искажения, то попробуйте автоконтраст.

Дальше я говорил про цвета. Баланс цвета естественный, а вы хотите неестественный, вы хотите усилить зеленый. У меня есть снимок, не бог весть что, но люди, которые смотрят, непрофессионалы, удивляются, просят напечатать. Он представляет из себя черно-белую осеннюю рябину, а гроздья, ягоды - красные. Делается все очень просто. Специальный инструмент в Фотошопе цветонасыщенность (saturation) и все цвета сводите в ноль кроме красного. Все оказывается черно-белым, а красные ягоды остаются красными.

Александр Костинский Такой прием часто применяется в рекламе.

Евгений Козловский Это все очень легко делается, буквально за 40 секунд.

Дальше вы можете обрабатывать не весь снимок, а какие-то его части. Выделять аккуратно, чтобы все это слилось, делать более размытыми или более контрастными или более цветонасыщенными.

Сейчас мы перейдем к получению цифровых копий с аналоговых оригиналов.

Первое, что меня всегда убивало и что сложнее всего это - пыль, грязь. Ее нужно убирать, и есть специальные инструменты, есть автоматы, есть специальные кисточки, но все равно это - сумасшедший дом. Это кропотливая, нудная работа. Когда ее много, можно просто сойти с ума. Когда вы переводите изображение с пленки или с фотоотпечатка в цифру, как правило, вы теряете диапазон. Вы теряете либо какую-то часть светлого, либо какую-то часть темного, она в черный превращается, детали не видны. Это тоже надо иметь ввиду, и внимательно к этому относится.

Дальше, если фотографии старые, их можно реставрировать, можно по пикселям убирать сгибы. Можно пытаться вытащить из снимка информацию, если она есть, хотя бы с помощью автоконтраста или вручную этот контраст подбирать. И, конечно, чем скорее вы все это сделаете, тем меньше шансов, что вы это потеряете. Потому что негативы, отпечатки выцветают, царапаются, ломаются.

Александр Костинский Чтобы сохранить фотографии "навечно", их нужно перевести в цифровой вид. Пусть даже не навечно, а если вы хотите, чтобы ваши внуки смотрели изображения того же качества.

Евгений Козловский Без всякого сомнения. Обязательно нужно переводить и не терять время. Может быть, не стоит даже покупать сканнер, а взять его где-нибудь напрокат. Просидеть три месяца, перевести все достойное из слайдов и негативов туда, записать на CD или DVD-ROM. Нужно сканировать, переводить в цифровой вид, забывать аналоговую форму, покупать цифровой аппарат и дальше уже делать с этими картинками все что угодно легко, играючи и с очень, может быть, забавными и полезными результатами.

Вообще говоря, это еще раз подтверждает то, что персональный компьютер на сегодня, может быть, не творит чудеса, но позволяет человеку делать дома огромную часть того, что раньше считалось привилегией профессионалов, требовало больших мощностей и так далее. У нас недавно вышла тема номера по кино ХХI века. Там предсказано, что через какие-нибудь 15 лет любой фильм будет делаться дома за столом.

Александр Костинский Можно сказать, что компьютер и цифровые технологии делают творчество более демократичным. Они все большему количеству людей дают возможность в него включиться.

Евгений Козловский Безусловно.

Александр Костинский Это был Евгений Козловский, главный редактор журнала "Компьютерра".

Евгений Козловский
CompuLenta


последние новости
27.12.2005 19:54 | Pixel – редактор изображений под Linux, Windows, MacOSX, Zeta, eComStation и многие другие платформы...»
24.12.2005 19:35 | Сайт Apple – один из самых быстрорастущих...»
22.12.2005 19:33 | Открыта «Рекламная сеть Яндекса»...»
22.12.2005 19:16 | Браузер Opera Mini доступен для свободной загрузки...»
22.12.2005 16:12 | "Яндекс" будет бесплатно размещать рекламу некоммерческих организаций...»
21.12.2005 20:47 | RLE заботится об имидже вашего сайта...»
21.12.2005 18:59 | Новая Macromedia от Adobe...»
21.12.2005 18:46 | У IE и Firefox будут одинаковые значки RSS...»
21.12.2005 18:42 | Yahoo урегулировала конфликт с владельцами патента на JPEG...»
21.12.2005 18:20 | Opera: "Google нас не покупает...»
21.12.2005 17:43 | Рунет: блоги популярнее e-торговли...»
21.12.2005 14:01 | 22 декабря решится судьба юбилейного РИФа...»
17.12.2005 18:20 | Google, Microsoft и Sun Microsystems создали новую интернет-лабораторию...»
16.12.2005 19:07 | Браузер Opera может перейти к Google...»
16.12.2005 18:51 | Прогноз онлайновой рекламы на 2005–2010 гг....»
16.12.2005 18:46 | Художники-сюрреалисты в РуНете. Часть 1. Сальвадор Дали...»
16.12.2005 16:04 | Всемирной паутине исполнилось 15 лет...»
16.12.2005 15:33 | Пользователи Firefox игнорируют рекламные баннеры...»
16.12.2005 15:16 | Google насвистывает новую мелодию...»
15.12.2005 20:03 | Yahoo купит ЖЖ?...»

Предыдущие 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 Следующие 20
Другие разделы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100