На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Бизнес-софт » ASP - Аренда приложений
Разделы в "ASP - Аренда приложений":
Новое в разделе "ASP"

ASP - новые возможности интернет-бизнеса

ASP (application service providing) – услуга, состоящая в предоставлении пользователям возможности использования программных средств и вычислительных мощностей провайдера. Это своего рода прокат разработок ASP-провайдера, причем с использованием его технических и хостинговых мощностей. Представьте себе, что автомобильная компания не продает автомобили, а сдает их напрокат. Платить нужно не за саму машину, а только за ее использование в течение какого-то времени. Принцип ASP похож на этот пример за одним исключением: автомобиль нельзя сдать в аренду сразу нескольким клиентам, а ASP-приложение можно.

Начну сразу с недоразумений, связанных с понятием ASP. Под определение ASP-сервиса можно «подогнать» очень многие типы сервисов. Почтовые службы – аренда «почтового» ПО, хостинг сайтов – аренда серверного ПО, а конструкторы виртуальных миров, а игровые серверы и пр.? Являются ли они ASP-сервисами?

Рассмотрим простой пример. Человек оставляет свою анкету на какой-либо службе знакомств, а другие люди эту анкету могут посмотреть. Пока никакого намека на ASP нет. Но сервер знакомств позволяет показать анкету в виде отдельной страницы: с фотографией, биографическими данными и т. д. И на эту страницу человек может ссылаться как на домашнюю. То есть, посмотрев на ситуацию с другой стороны, получаем аренду «клиентом» программных средств (скриптов показа страницы, базы данных) службы знакомств. Так является этот сервис ASP или нет?

Я придерживаюсь точки зрения, что определить, является ли сервис ASP, может только сам провайдер услуги на основании первоочередных целей, которые он ставит перед собой. В случае, описанном выше, предоставление страницы – «побочный эффект» от службы знакомств, поэтому ASP-сервисом она не является. А вот если бы посетителям предлагалось заполнить анкету и получить страницу, а в качестве «примочки» здесь была бы служба знакомств на основе анкет из базы данных, это можно было бы назвать простейшим ASP-сервисом.

Идею ASP можно воспринимать как альтернативу обычной схеме продажи программных продуктов. Вместо тиражирования программного продукта пользователям предоставляется по сети доступ к ASP-продукту, который существует в единственном экземпляре. Билл Гейтс в своей книге «Дорога в будущее» предсказывает, что вместо покупки, например, музыкальных CD люди станут слушать любимые композиции через Интернет, а платить будут не десятки долларов за диск, а несколько центов за «сеанс». Не будем судить, насколько этот прогноз реалистичен, но описанный пример можно было бы по аналогии с ASP назвать MSP – Media Service Providing. Ведь это тоже прокат, только не программ, а данных.

Два фактора определяют целесообразность применения ASP:

  • сложность и трудоемкость разработки технологии (а значит, высокая ее стоимость);
  • схожесть операций, которые нужны клиентам (а значит, нецелесообразность копирования одного и того же программного кода).

Рассмотрим несколько примеров.

Веб-сайты

По моему мнению, рынок услуг по созданию коммерческих сайтов вплотную подошел к идее использования ASP. Очень часто на разных сайтах присутствуют одни и те же разделы: прайс-лист, информация о компании, каталоги продукции, клиенты и партнеры, новости... И каждый раз такой сайт заново программируют, наполняют, создают (а иногда и не создают) веб-интерфейс для редактирования информации. Конечно, наиболее «продвинутые» студии имеют программные заготовки, что упрощает процесс создания нового сайта.

Но почему бы не сделать сервис, автоматизирующий создание сайта, включая настраиваемую систему навигации, возможность подключить дизайн, веб-интерфейс для редактирования контента? Хотя такой сервис не подойдет для всех, но он способен охватить достаточно серьезный сектор рынка, а себестоимость разработки сайта снизится на порядок-два.

На Западе систем такого рода достаточно много, например, SiteBuilder.com. В Рунете же «конструкторов сайтов» до последнего времени фактически не было. Несложный сайт-визитку позволяли сделать Narod.ru, Boom.ru, а более серьезные возможности создания «виртуальных» сайтов из известных мне сервисов предлагает только ASP-сервер студии «АИСТ» SiteManager (www.sitemanager.ru). С его помощью можно создать сайт как с типовым, так и с уникальным дизайном, настроить структуру сайта и администрировать его «без знания HTML и FTP». Поскольку SiteManager ориентирован не на частные страницы, а на коммерческие сайты, он является платным сервисом. Другой пример – Business.ru (www.business.ru). Функциональность сервера оставляет желать лучшего, зато он полностью бесплатен.

Интернет-магазины

Большинство компаний, разрабатывающих интернет-магазины на заказ, имеют некие готовые решения, где уже заложены все необходимые механизмы: каталог товаров, корзина, интеграция с платежными и торговыми системами. Механизмы управления интернет-магазином сложнее (а значит, дороже для клиента), чем механизмы управления корпоративным сайтом. А типовые операции практически у всех магазинов очень похожи: для покупателя – выбор из каталога, заказ, проведение платежа; для владельца – обновление каталога товаров и цен, прием заказов. Все предпосылки для применения ASP-технологий налицо.

В «большом» Интернете существует немало ASP-серверов, предлагающих услуги по созданию интернет-магазинов. В Рунете они тоже есть. Самые известные – «Студия Волкова» (vstorefront.volkov.ru), «Гарант-Парк-Интернет» (www.parking.ru).

Баннерообменные сети

Вряд ли в ближайшее время кому-то удастся совершить революцию в области разработки баннерообменных систем. Их функционалы всем известны: таргетинг, накопление и перевод показов, несколько видов статистики, цензура баннеров, разделение показов на коммерческие и некоммерческие и т. д. Разработка полнофункциональной БС – дело дорогостоящее и долгое, а ведь помимо разработки нужно тратиться еще и на продвижение, рекламу. Гораздо проще купить готовый движок, например RotaBanner (www.rotabanner.com) холдинга «Art. Lebedev Group», или взять движок в аренду.

Безусловный лидер в области виртуальных баннерообменных сетей – система BannerBank (www.bannerbank.ru) агентства «Манифест». С помощью BannerBank можно создать как баннерную сеть, так и локальную «крутилку» на своем сервере. Интересно, что практически одновременно с BannerBank в Рунете появился похожий сервис AdSmart (www.adsmart.ru). Думаю, появись он на полгода раньше – возможно, именно он, а не BannerBank стал бы лидером в области виртуального баннерообмена.

Почтовые сервисы, гостевые книги и форумы, рейтинги, системы голосования, новостные ленты, каталоги ресурсов Интернета – это далеко не полный список того, что можно «сдавать в аренду». Так что на практике ASP-сервисы существовали в Рунете еще до того, как их владельцы узнали эту аббревиатуру. Можно долго приводить примеры ASP-технологии: это и аукционы от «Ставки.ру» (www.stavka.ru), и рейтинги от SpyLOG (info.spylog.ru/partner), и каталоги различных видов от Netinfo.ru (asp.netinfo.ru), и ленты новостей от РБК (www.informer.ru). Спрос на ASP-услуги гарантирован: зачем организовывать свой рейтинг и поддерживать его, если все необходимое уже сделал SpyLOG? Зачем создавать свою новостную службу, если можно экспортировать ленту новостей практически с любого новостного сайта? Зачем создавать и поддерживать свою виртуальную барахолку, если можно «получить» ее на Netinfo.ru? Зачем писать собственную гостевую книгу, если можно создать ее на Guestbook.ru?

Конечно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Использование ASP-программ других сайтов делает вас в определенном смысле заложниками ASP-провайдера. Что, если кто-то взломает сервер или сам провайдер в один прекрасный момент изменит «правила игры»? Да и повлиять на функциональность сервера может только ASP-провайдер. А он уж, конечно, ничего не станет делать даром: у каждого свои резоны предоставлять ASP-услуги. И владельцу сайта, вставшему перед вопросом, пользоваться ли услугами ASP, нужно решить, что выгоднее: заплатить мало (или ничего не платить) и получить сервис, но чужой, или заплатить много денег и получить аналогичный сервис, причем, возможно, менее отлаженный, зато свой.

В России рынок ASP-услуг еще на начальном этапе развития, но имеет все шансы к стремительному росту. И наблюдаемый в последние месяцы отток инвестиций из Интернета, с моей точки зрения, только на руку представителям ASP-бизнеса. Дефицит средств заставляет экономить, а ASP для клиента — это и есть средство серьезно сэкономить на разработке. Так что есть все предпосылки для бума ASP-сервисов.

Провайдер – пользователь – посетитель

Говоря о преимуществах и недостатках ASP, нельзя не учитывать, что «заинтересованных сторон» в вопросе «использовать ASP или нет» не две, как мы привыкли видеть в системах типа «клиент–сервер», а три. Это пользователь ASP-услуг (клиент), ASP-провайдер и посетитель сайта пользователя. В статье ASP рассматривается с позиции клиента. А вот как это выглядит с других сторон.

Для посетителя сайта важны не только такие простые общие характеристики, как скорость, надежность и удобство работы с сервером, но также и специфические для каждого типа служб параметры, например, оперативность и авторитетность (для новостных сайтов), степень доверия к хозяину сайта (для интернет-магазинов) и т. д. Очевидно, что за первую группу («объективных») характеристик отвечает ASP-провайдер, в то время как обеспечение специфических («субъективных») характеристик должен взять на себя клиент. Итак, даже если пользователь не знает о связи клиента и провайдера, ему важно, чтобы провайдер имел быстрый и надежный сервер и ASP-сервис был удобен для работы. А от клиента посетителю нужно все остальное: доверие к нему, авторитетность и пр.

Для провайдера, с моей точки зрения, расчет целесообразности предоставления ASP-услуг наиболее сложен. Конечно, почти всегда с определенной степенью точности можно рассчитать степень загрузки сервера и канала при заданном числе клиентов. Отсюда определяется средняя себестоимость одной транзакции (показа баннера, страницы или выполнения какой-то операции) и выгода от нее. Последняя для каждого типа ASP определяется по-своему: для баннерообмена это продажи комиссионных процентов показов, для систем создания виртуальных сайтов – плата за хостинг и баннеропоказы, для систем электронной коммерции – процент от транзакции или плата за хостинг. Но реальный расчет привлекательности ASP-сервера обычно оказывается значительно сложнее. Например, Yandex на данный момент вряд ли получает от своего ASP-сервера «Народ.ру» какую-то прибыль, но перед «Народом» не стояла цель немедленно окупиться. Цели могут ставиться самые разные: выдвинуться на рынок (для e-компаний), показать высокий уровень собственной квалификации (для компании, занимающейся разработкой ПО «на заказ»), создать community вокруг своего ресурса и пр.

Дмитрий Васильев
"Мир Internet" N53 февраль 2001 г.

Подпишитесь на рассылку
Все о WEBСтроительстве
Подписка на Subscribe.Ru
Дискуссионная рассылка
для веб-мастеров

Подписка на MailList.Ru
Подписка на Content.Mail.Ru

Другие разделы
ASP
1С:Предприятие
Финансовые программы
Управление предприятием
CRM системы
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100