На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Общение в интернете » Форумы и чаты

Чат-клиенты: революция возможностей чатов или новая мода?



Немного истории

Сейчас трудно назвать точную дату появления первого чат-клиента (ЧК). Самая ранняя из известных мне программ – “КлетЧАТка” (1997 год), клиент написанный для ныне мертвого чата “ПоЧАТок”. Раньше чат считался весьма популярным и по праву причислен к “могиканам” РУНЕТа (наряду с Диваном, Кроваткой и др.).

Цели создания этого клиента были предельно просты: прежде всего – борьба с хулиганами. Чат относился к числу немодерируемых, поэтому его облюбовали всякие субординарные личности, единственной радостью которых было поливание грязью всех в чате. Как следствие, редкий день обходился без огромных шрифтов, флуд-атак (повторяющиеся одинаковые сообщения, забивающие экран), мата.

Использование чат-клиента позволяло: установить единый размер приходящих сообщений, исключить возможность получения более одного одинакового сообщения за неоправданно короткий интервал, а также упрощало процесс борьбы с нарушителями. Теперь не было нужды при каждом перезаходе повторять отправку off в приват к, в общем-то, одним и тем же лицам. Достаточно было один раз перетащить ник нарушителя в унитаз и его сообщения больше ни когда не появлялись на Вашем экране - ни в эту сессию, ни в 110-ю.

Второй большой шаг по сравнению со стандартным чатом – кэширование сообщений. В ЧК нет нужды ждать обновления страницы после отправки сообщения. Достаточно нажать ввод и можно писать следующее. Написанное сообщение поступает в буфер клиента и отправляется в чат при первой возможности. Таким образом достигается существенное ускорение обмена сообщениями.

Скорее всего этих двух направлений было уже достаточно для того, чтобы ЧК снискали определенную популярность у любителей чатов. По своей же технической составляющей, ЧК отчасти напоминают IRC. Однако они используют не специальный IRC-протокол, а http, т.е. работают со стандартными html документами. По сравнению с IRC, пользователи ЧК больше защищены от хакерских атак, т.к. их IP-адрес недоступен другим участникам дискуссий. К недостаткам ЧК, поддерживающих несколько чатов, можно отнести необходимость разработки специального драйвера для каждого подключаемого чата. Однако благодаря этому возможности ЧК можно очень гибко настраивать и быстро наращивать, тогда как IRC-протокол меняется раз в десятилетие.

Чат-клиенты сегодня

Сейчас в сети доступно несколько подобных программ. Но нужно сделать одну принципиальную оговорку. На любом сайте бесплатного софта можно найти несколько десятков “клиентов для чата”, однако на 99% это программы для организации общения по LAN-сетям между несколькими рабочими станциями. Существует также особый вид “клиентов” - плагины к стандартным браузерам, позволяющие общаться с посетителями просматриваемого сайта. Принцип действия в данном случае схож с механизмами другой программы общения - Odigo. Такие “клиенты” носят узкую направленность и к настоящему чату не имеют отношения.

Сказать про известные ЧК, что они отличаются друг от друга как IE от NN было бы не совсем верным. При общности названия некоторые из них даже преследуют различные цели.


Один из самых необычных чат-клиентов - клиент от некоего Polymorf. Если другие клиенты ставят во главу угла защиту своего пользователя, в каком-то смысле оборону, то эта программа направлена скорее на атаку. Чего стоят только надписи на кнопках: “автофлуд”, “атака!!!”... Чувствуешь себя не в чате, а в кабине истребителя J .

К клиенту (и на страницах сайта поддержки) прилагается подробная инструкция – как установить несоразмерный шрифт, с какими комнатами работает клиент, а по каким ведутся “изыскательские работы”, “практические советы”.

Единственной положительной оценки клиент заслуживает за работу с несколькими комнатами одного чата и за относительно ладный интерфейс, хотя кислотные цвета - та еще песня. Все же остальное - no comments…

Из забугорного творчества известен ЧК CheetaChat, работающий с чатами Yahoo, iChat и со своим чатом. Скачать клиент можно с Download.com.

При первой загрузке обращает на себя внимание простенький интерфейс, баннер 468х60 встроенный во все окна, и некий довесок “Gator”, который создаст в меню Пуск аж два раздела с одинаковым контентом и будет настойчиво грузиться в SystemTray и выводить рекламу в виде плавающего баннера.

Возможности ЧК не велики: добавить смайлик, раскрасить сообщение градиентно от первой буквы до последней, вот в общем-то и все. Большая часть дополнительных возможностей касается пользователей: группировки (типа “мои друзья”, “кто в чате?”), а также упрощает работу с “эмоциями” и т.п. Возможно для чатов Яху такой клиент - целое событие. Как тогда оценить более 1,5 млн. загрузок? Однако после продолжительного скачивания (архив занимает ок.5mb) становится даже как-то не совсем понятно, а ради чего? Возможность добавить в чат иконки и наблюдать мозолящий глаза баннер 468х60 вряд ли стоит потраченного на загрузку времени. В остальном же клиент производит впечатление внешне простого и одновременно перегруженного не особо влияющими на чат настройками продукта. При размере менее 200kb описанная выше КлетЧАТка предоставляла незначительно меньший набор функций. Хочется верить, что все достижения иностранного программажа сокрыты “внутри” программы (оптимизация протоколов, ускорение загрузки, цикла отправка-получение и т.п.). Иначе вообще непонятно – на что исписано более 5mb дискового пространства?

Из последних новостей – один из старейших чатов РУНЕТа “Кроватка” (www.krovatka.ru) приступил к написанию своего клиента. В принципе, это не первый чат, обративший внимание на возможности ЧК. “НоваяПочта” (www.newmail.ru) еще в начале 2000 года собиралась расширить возможности своего чат за счет внешнего клиента. Однако, команда ОРС всегда отличалась быстрым остыванием к своим идеям и (как это ранее было с “Початком”) после первого этапа деклараций намерений в адрес сторонних разработчиков энтузиазм постепенно угас и написанный ЧК остался в автономном плавании.

О клиенте “Кроватки” известно немного. Информация о подготовке к его написанию некоторое время висела на головном сайте чата в виде опросника: “Будете ли Вы скачивать чат-клиент?” Попытки найти подробное описание будущих возможностей клиента особым успехом не увенчались. Известно только, что в него планируется встроить поддержку ICQ, что при наличии известных “дыр” в этой популярной программе ставит под сомнение надежность и прежде всего безопасность такого приложения.

Однако, следует признать, что путь интеграции в одном клиенте возможностей нескольких популярных приложений не просто интересен, но и наиболее перспективен. Программисты “Кроватки”, очевидно, просто решили не мелочиться и начать сразу с окучивания 89 млн. аудитории ICQ. Шаг пусть и рисковый, но интересный и крайне полезный с точки зрения приобретаемого опыта.


Пишет свой ЧК и команда разработчиков упоминавшейся “КлетЧАТки”. На сегодня в сети доступно уже четвертое поколение программы, носящее название “Капеллан” (www.capellan.ru).

В принципе, это уже не клиент, а чат-браузер, т.к. программа работает с несколькими чатами, в том числе мультичатами (результаты работы с той самой “НовойПочтой”).

Программа сохранила все возможности первых клиентов, а текущая версия обогатилась большим числом приятных особенностей, которые проще перечислить, чем описывать:

  • список участников и “отстой” выполнены в виде выкатывающихся окон и не занимают на экране места; (зато занимают место на экране и трейбаре, так что преимущество сомнительное – прим. ред)
  • цвет сообщений и имени можно выбирать из всей палитры, при этом смена цвета производится прямо во время чата;
  • широкие возможности эффектов сообщений и новый литературный фильтр на мат;
  • программа хранит список всех отправленных сообщений и приватов, позволяет в сохранить текущую сессию в формате html;
  • добавлен новый инструмент – “Окно Друзей”, который даже при скоплении посетителей не позволит пропустить появление в чате друга и т.п.

Интересная особенность – можно просмотреть весь разговор с момента захода в чат, а не только 10-20 последних фраз. Браузер умеет работать с почтовым клиентом, имеет выход на новости сайта поддержки. Ускорена загрузка сообщений (за счет отсева картинок и статичных документов). Добавлены новые опции - использование картинок вместо имени пользователя, автоприветствие, изменение стандартной фразы при заходе в чат, автозамена смайликов на встроенные картинки и т.п.

Помимо довольно приятного интерфейса, программа радует частым выходом обновлений, подключением новых чатов, сетевой поддержкой.

Один шаг за горизонт

Скорее всего чат-клиенты и чат-браузеры - это не дань моде, а эволюция в развитии чатов. Эпоху HTML и IRC чатов можно считать завершившейся еще два-три года назад. Java-чаты и JavaScript-чаты значительно выигрывают в функциональности у ставших привычными технологий, однако они гораздо более требовательны к ресурсам компьютера. К тому же они генерируют огромный трафик в сети, что в условиях нынешнего качества телефонных соединений тоже налагает существенные ограничения на область применения этих технологий.

Чат-клиенты - это новое слово в развитии чатов, т.к. они функциональнее JavaScript и Java-чатов за счет использования самых современных технологий: drag&drop, multimedia, activeX. При этом они менее требовательны к ресурсам компьютера, т.к. ЧК - это обычные исполняемые файлы операционной системы. Для реализации их полной функциональности на стороне сервера может работать даже устаревший HTML-чат. Кроме этого, в отличие от IRC, чат-клиенты не привязаны к конкретному протоколу и могут гибко наращивать свою функциональность.

На самом деле, чат-клиенты - одни из первых проявлений “светлого будущего” в видении старины Билла Гейтса, который тоже считает, что будущее состоит из мира клиентских приложений, работающих с сетью посредством гибкого и расширяемого XML.

А что касается будущего конкретных чат-клиентов, в том числе и рассмотренных в данном обзоре, то однозначно сказать, кто из них выживет – сложно. Пока в отрасли не обозначились явные лидеры, как и нет устоявшихся стандартов. Вероятнее всего наиболее успешным станет проект, собравший вокруг себя наиболее профессиональную команду и не требующий масштабных инвестиций. В этой сфере у России есть все предпосылки стать одним из лидеров, особенно после того, как создаваемые сейчас технологии выйдут из детсадовского возраста, а разрозненные команды начнут объединяться вокруг сервисов лидера.

Евгений Гультяев
Компьютерра

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
IRC
Коммуникаторы
Форумы и чаты
Электронная почта
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100