На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Flash

Flash: Новое лицо Интернета

Недавно мне встретилась публикация патриарха российского веб-дизайна, чье имя указано в эпиграфе. Он всячески ратует за «чистоту» Интернета, сиречь за безраздельное и полное царство в Сети Его Величества Текста и очищение страничек от картинок, звуков, мультиков и прочей шелухи. Однако, компании, которые специализируются на веб-дизайне, почему-то хотят обратного: превратить сайт в некую маленькую Вселенную, которая сразу берет внимание пользователя и завлекает его своей глубиной и стройностью. От простых текстовых страничек такого не добьешься, как ни проси. Видимо, на красоту во Всемирной паутине есть спрос. А как же иначе объяснить мгновенный взлет популярности пакета Flash от компании Macromedia? А все новые форматы компрессии звука и видео? Как сказал Экзюпери, если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно.

Интернет уже давно перешел рамки всемирной электронной библиотеки. Отнюдь не все люди ходят в Сеть, чтобы получить какую-то информацию или расширить свои познания в той или иной области. Сегодняшний Интернет – это гигантская индустрия. Он прошел почти такие же стадии, как и телевидение. Можно вспомнить историю ТВ: сначала преобладала информация от лица диктора и видеосюжеты, потом с совершенствованием технологий и рождением новых идей появляются прямые репортажи, рекламные ролики, ток-шоу, интерактивные программы, компьютерная графика.

Сейчас существует огромное количество каналов самой разной направленности: от мыльных опер до учебных программ. Если на ТВ работают костюмеры, специалисты по компьютерной графике, дизайнеры и прочие, наверное, они зачем-то нужны? Все просто: надо привлекать аудиторию, а, видя простую «говорящую голову», зрители нетерпеливо жмут на кнопку переключения канала. То же самое произошло и с Сетью: голое содержание проигрывает по всем параметрам содержанию, облеченному в удобную для восприятия и красивую форму.

Да, ею не стоит слишком уж увлекаться: за красивыми спецэффектами можно потерять суть и смысл сайта и получить обратный результат: раздражение и непонимание пользователя. Наверное, не зря сайты, посвященные поиску работы и персонала, завалены объявлениями «Требуется Web-дизайнер». В Интернете обычно набредаешь на сайт случайно, и разработчики это прекрасно знают. Поэтому что-то должно мгновенно «цеплять глаз», брать внимание, плюс все должно быть стильно, удобно, продумано до мелочей и целостно. Компании, дорожащие своей репутацией и клиентурой, заказывают оформление веб-страничек профессионалам, и платят за это немалые деньги, но их затраты окупаются с лихвой. Вопрос только в том, как поймать блуждающий взгляд пользователя. Решение предложила компания Macromedia.

Содержание или содержание в форме?

И снова обратимся к Лебедеву. «…начался процесс "засунем в браузер все, что только можно". Flash, видео, трехмерку, звук, чат, конференции... Но в большинстве случаев пользователь просто не в состоянии все это увидеть или услышать, потому что у него медленная связь, старый компьютер, маленький монитор. Но самое главное - в большинстве случаев пользователь просто не хочет всего этого разнообразия, производимого создателями мегабайтных произведений. Пользователь вполне может все это увидеть с гораздо большим качеством и не в интернете…».

А где еще это можно увидеть? Съездить в Штаты или Буркина-Фасо? Сеть – уникальное явление хотя бы потому что она охватывает практически весь мир. Почему бы не показать красоту пейзажа или творений человека тем, кто находится за тысячи километров? Сколько ни описывай водопад гипертекстом, реального образа это не создаст. Поэтому надо сразу оговориться: дальше речь пойдет только о презентационном дизайне web-страничек. Для текста достаточно простенького HTML, а еще лучше – списочка ярлыков с надписью «Download такой-то file». Так и до BBS дойти можно.

Пройдя по тропинке в английском лабиринте среди кустов, человек получает уникальное, незабываемое впечатление, а все шоссе отличаются друг от друга в основном шириной и количеством колдобин. Я задумался. Вспомнились советские времена, а особенно ярко – масло по 3.50. Сонная продавщица, лениво отгоняя мух, заворачивала кусок прекрасного масла в грязно-бурую оберточную бумагу…

Другие времена настали. Теперь производителям, важно продать продукт или отобрать долю рынка у конкурента. Для этого надо во всеуслышание заявить о себе. Человек обращает внимание на то, что выделяется из ряда. Он так устроен. Поэтому все сайты пытаются выделиться всевозможными способами. С помощью Flash это им успешно удается. Взглянем поподробнее.

Итак, Структура

HTML использует гипертекст, в который по мере надобности вставляются ссылки, алгоритмы условия, элементы оформления и прочее. Для представления текстовой информации лучше ничего не придумали (пока). Но разные спецэффекты, хранимые в отдельных файлах, усложняют работу сайта и снижают скорость его просмотра посетителями.

Корпорация Macromedia предложила принципиально новое решение «оживления» Всемирной паутины. Вместо навешивания отдельных графических, анимационных и музыкальных элементов на сайт все компонуется в так называемый Flash-клип. Просмотреть его можно, имея на своем компьютере Shockwave Flash Player – программку, которая работает практически по тому же алгоритму, что и Универсальный проигрыватель из Windows. Проигрыватель распространяется бесплатно, входит в дистрибутивы последних версий броузеров и весит относительно немного. Преимущества очевидны: клип занимает мало места, доступен для просмотра в автономном режиме и создает некое целостное впечатление: согласитесь, неприятно, когда из-за медленной связи музыка на сайте играется с перебоями, а картинки загружаются по пять минут штука. Для облегчения «веса» клипов использованы ультрасовременные решения, о которых речь пойдет ниже.

Графика.

Flash – пока единственный приемлемый способ представления в Сети векторной графики, причем на достаточно хорошем уровне. Преимущества векторного изображения перед растровым очевидны: не теряется качество при растяжении/сжатии, отсутствуют аппроксимирующие квадраты, меньше дефектов при показе на мониторе с низким разрешением. Вес графического файла не растет пропорционально квадрату увеличения изображения. Для мелких графических объектов (иконок, кнопок и иже с ними) разница не слишком существенна, однако при исполнении простой графики крупного размера начинаешь понимать, что к чему. Приведу ставший уже хрестоматийным пример: чтобы вычертить растровое изображение эллипса с осями 100 и 200 пикселей в 8-битном цвете, понадобится 20 килобайт. В векторной графике достаточно несколько байт: нужно задать только размеры полуосей и цвет.

С растровой графикой Flash и HTML работают практически одинаково: поддерживаются все основные форматы. Преимущество технологии Flash – точное позиционирование и масштабирование Web-дизайнер может быть уверен в том, что изображение никуда не уползет при простой смене размера окна броузера. Вместо переформатирования, применяемого в формате HTML, используется масштабирование. Отпадает необходимость приспосабливать сайт под различное разрешение мониторов. Flash предусматривает также и векторизацию растровой графики, которая, однако, работает гораздо хуже, чем хотелось бы. Правда, оговорюсь: до сих пор я не видел ни одной графической программы, которая идеально переводит растровую картинку в векторную. Конечно, в некоторых случаях векторная графика и не требуется. Еще одна слабость HTML – шрифты. Если шрифт сайта отсутствует на компьютере гостя, то он заменится автоматически на наиболее похожий. В результате на экране может высветиться черт знает что. Никогда не пробовали заглянуть на китайский сайт без multilingual support и специальных драйверов? И не пробуйте! Вместо вязи иероглифов Вашим глазам предстанет бессмысленный ряд символов. В Flash это исключено. Например, страничку www.ovendigital.com можно без проблем просмотреть в иероглифах, правда, не знаю в чьих: китайских или японских. При просмотре Flash-страниц можно пользоваться командами zoom in и zoom out, встроенными в контекстное меню. С моим 15-дюймовым монитором для просмотра почты на www.zmail.ru приходится надевать очки: иначе подписей на кнопках не видно.

Анимация и видеоэффекты.

Здесь специалисты из Macromedia постарались на славу. Векторная графика дает практически неограниченные возможности аниматорам. Объекты могут независимо перемещаться по своим траекториям, менять цвет, размеры, заходить под маску и выходить из-под нее. Векторная графика позволяет легко трансформировать объект, при этом размеры клипа остаются смехотворными. Инструментарий для дизайнера широк: можно включать и отключать анимацию объекта по условию, регулировать количество повторов, менять прозрачность объекта. Представьте себе: наводишь указатель мыши на кнопку-смайлик J, а она зубы скалит в улыбке и произносит: «Жми скорее!». Такое можно увидеть в играх, в презентациях, но никак уж не в Сети. Анимированный векторный клип по превращению одной буквы в другую, созданный в Flash, занимает около килобайта. Джоконду в Брэда Питта, конечно, так просто не превратишь, но несложная анимация доступна и хорошо воплощается разработчиками проектов. Посмотрите хотя бы на новый сайт Ericsson в России, посвященный одному телефону (www.r320e.ru).

Другое новшество – «слоистая» графика по принципу Adobe Photoshop. Это нововведение существенно расширяет возможности работы с перспективой, позволяет анимировать бэкграунд, делать прозрачные и полупрозрачные изображения. На уровне инструментов введены элементы fade-in и fade-out – «выплывание» и «угасание». Замечательный бэкграунд на www.blumen.ru: перспектива и анимация на «пять» с огромным плюсом.

Такого в HTML не сделаешь, как ни бейся. HTML работает в основном с форматом GIF, принятым уже очень давно и морально устаревшим. Размеры GIF-мультиков могут превышать размеры аналогичных Flash-клипов в 30(!) и более раз. Я уже не говорю про формат AVI, который невозможно смотреть в Сети даже при наличии 64-килобитного выделенного канала: трехминутный музыкальный клип с видео среднего качества занимает 42 мегабайта. Если в формате HTML приходится описывать аналогичные рисунки каждый раз заново, то в Flash достаточно ввести один образец, который потом клонируется в нужном количестве и сажается на нужные позиции. Возможна и одновременная модификация всех образцов.

Звук.

К существующим ныне формам звукового оформления разработчики Flash добавили принцип петли – loop. Один и тот же файл с фоновой музыкой проигрывается в цикле, а общее впечатление оживляется звуковыми эффектами, воспроизводимыми в соответствии с действиями пользователя. Такой принцип успешно и давно применяется в играх: вспомните хотя бы Heroes of Might and Magic. Другое нововведение – привязка к клипу эффектов в формате MP3, что тоже оказывает положительное влияние на скорость просмотра flash-сайта. Предусмотрены и азы звукорежиссуры: проигрывание музыки в правом/левом канале, перетекание и fade. Все это можно услышать на www.gabocorp.com – графика хорошая, а звук удачно дополняет картину.

HTML потоковый звук реализует, но, к сожалению, из-за существенного замедления работы его часто приходится отключать через броузер. Даже при связи на 33600 и 56К мне музыку в Сети послушать не удается – перебои все портят.

А нужно ли оно?

По прочтении всего вышесказанного может создаться впечатление, что HTML давно пора отправить на помойку к XT-шкам. В самом деле: громоздкий, некрасивый и временами глючный агрегат, возможности слабые… Зачем он нужен такой?

Не спорю, любители понаслаждаться спецэффектами поддержат это мнение с восторгом. Кроме того, практически все информационные возможности гипертекста можно с успехом реализовать с помощью Flash.

Во многом, все-таки Артемий Лебедев прав. Например, я лично проклинаю все на свете, пока на HTMLьном сайте CNN загружаются картинки. Но, во-первых, с Flash-технологией потерь времени как раз можно избежать, а, во-вторых, почему же тогда даже самые закоснелые консерваторы не выдирают из компьютера звуковую карту и не ставят на мониторе разрешение 640х480х16? Для работы-то больше не требуется. Да, не спорю, одним текстом сайт можно оформить влегкую, да и информация останется той же самой. Поглядите на www.yandex.ru – Лебедев не зря гордится своей работой. Но это же поисковая система, а не студия, и туда заходят не за эстетическим наслаждением. В храме Василия Блаженного тоже можно сделать евроремонт, только вопрос: пойдут ли туда после этого люди? Да, путаться в разных прибамбасах в поисках нужных вещей – занятие не из приятных. Наконец, по нашим медным телефонным проводам хорошую скорость передачи данных не обеспечишь, поэтому на загрузку Flash-сайта требуется время. Зато когда клип загрузился, скорость работы становится потрясающей. Никаких тебе торможений и подгрузок при переходах – все мгновенно.

И еще. Если нужно вывесить на своей страничке прайс-лист или объявление о смене юридического адреса, HTML вполне достаточно. Если же надо сделать нечто вроде мини-презентации со звуком и видео, которая приковывает к себе внимание – Flash – прекрасное решение. Для Интернета оно пока единственное. Сейчас в больших количествах расходятся видеоклипы и ролики, записанные с помощью пакета фирмы Macromedia. Этот инструмент в руках умелого художника способен творить чудеса. В заключение можно вспомнить рекламный лозунг фирмы: What the Web can be. Пусть в Сети будет больше сайтов – хороших, разных и живых.

Алексей Гольтяев
Avesta design

Спонсор раздела

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100