На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Web-дизайн

Extremальный DeSign

Каюсь, я так и не выяснил "правильное" название того, о чем хочу написать. Поэтому так и назвал "Extremальный DeSign", хотя и не сторонник придумывания новых названий уже существующим явлениям. Но, скоре всего, я просто объединяю несколько параллельных явлений в один смысл.

Это направление родилось не сегодня, и не вчера, весьма распространено и имеет массу талантливых адептов и еще более плотную массу бесталанных (формальных) подражателей, в силу наличия компьютера и свободного времени. Плагины, эффекты позволяют с легкостью добиваться эффектного внешнего впечатления... Ну да пора перейти к сути, иначе читатель будет заинтригован больше, чем это задумано.

Речь идет о дизайне, который предлагает сместить точку восприятия из сферы действия разума в подсознательное (в отличие от классического дизайна, знающего во всем конструктивную меру разума). При помощи современных технических и оптических приемов дизайнер стремится сдвинуть зрителя с привычной тому позиции полагаться на мышление в область чувств, ощущений, эмоций. И дизайнеру не очень важно, что зритель при этом думает... Важно то, что он при этом чувствует.

Какова логика дизайнера при этом (за счет чего достигается такое особое воздействие)? При логико-конструктивном дизайне схема работы мозга, выработка оценки мозга по отношению к объекту такова: восприятие, анализ, абстрагирование, синтез, оценка объекта. Чего греха таить, именно анализ и разделяет идею на составные части ("алгеброй гармонию поверить"). В итоге чувствам уже нет места над препарированным объектом (над его останками в мозге). После такого ощущения мозг оценяет объект на уровне ВЫВОДА (резюме), более или менее логического.

В экстремальном дизайне (напомню - это я так его называю, потому как не знаю настоящего названия) суть схемы такова: уже на процессе восприятия дизайнер стремится подключить различные ощущения ассоциативного, ностальгического (дежавю) или взрывно-ударного типа, дабы к моменту анализа композиции ПОДСОЗНАНИЕ УЖЕ СФОРМИРОВАЛО НАБОР ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫХ ГАРМОНИК, что и призвано весьма существенно обогатить и разнообразить работу мозга и таким образом повлиять на оценку композиции. Формально это выглядит так: дизайнер формирует в пространстве не сам объект или композицию, а как бы ВПЕЧАТЛЕНИЕ (ощущение) от него.

На ремесленном уровне работа (использование законов, средств, приемов композиции) остается прежней, за исключением одного "исключения" - художник (дизайнер) должен сам хотя бы в общих чертах что-то ощущать, а не просто механически конструировать. На самом деле эта фраза больше принадлежит миру философски-творческих вопросов, нежели формально-практических реализаций. И потому большинство рабочих принципов практически не отличается от применяемых в живописи, музыке, архитектуре или художественной фотографии.

Идея произведения

- как таковая должна присутствовать во всем. Это первая фаза настройки автора и зрителя на объект. А у идеи самый первый и приоритетный признак - ее новизна, отстутствие стандарта и затертости (поношенности). Можно применить стандартный прием или схему, гарантированно обеспечивающий хоть и маленький, но успех у зрителя (маленький потому, что в силу ее поношенности зритель видел такое много раз, и его ощущения не блещут в процессе восприятия особой новизной).

Подавляющее большинство рекламных объявлений, полиграфических и веб-композиций основаны на существующих стереотипах - "это вот надо сделать так-то и так-то, а иначе будет неправильно". Любой стереотип - это уже некий стандарт, а уйти от стандарта возможно только применением новых приемов, соответствующих концепции и общей идее, иначе вместо оригинальности рождается оригинальничанье (недоношенная новизна). На уровне художника или дизайнера это всегда сопровождается творческим поиском, ошибками и неудачами, творческими муками... Но зато и достаточно редкими озарениями сути новизны (в эту область познания мы уже не полезем, ибо это среда эзотериков, мистиков, психологов и психиатров).

Поразительно мощно работает композиционный прием - размещение ма-аа-аленького логотипчика на огромном формате... Именно в силу малозаношенности. Основным рабочим элементом является чистота белого листа, а в сознании рекламодателей "платить за пустоту - неестественно"... И в итоге крутые замыслы гибнут, растет количество серых макетов, а выигрывают только самые смелые (на фоне "стандартных" они выигрывают вдвойне). Обратной стороной этого аспекта является достаточно низкая информативность. Представьте себе рекламную страницу с объявлениями из одних логотипов и пауз. Хотя зачем нам рассматривать такие крайности?

Далее я попробую сформулировать основные принципы экстремального дизайна

Новизна идеи произведения

- как таковая должна присутствовать в любом произведении независимо от его принадлежности к тому или иному жанру. Именно новизна заставляет зрителя шевелить мозгами (и необязательно он при этом думает... иногда чувствует, иногда просто расслабляется). Новизна идеи может быть фигурально выражена через новую композиционную схему (если вам удастся придумать таковую - я буду считать вас гением:o), через нестандартный ритм, движение, пятно света или через новые цветосочетания.

Пример по цвету. Мы привыкли мыслить настолько стандартно (черное с желтым, белое с черным и красным, синее и оранжевое... ), что любое новое состояние цвета нас сначала немного шокирует и требует адаптации нашего серого вещества. Особенно это выражено при размещении цветных фотографий. Цветность, черно-белые, сепия...

Применение эффекта color offset (сдвиг цвета по каналам) может создать совершенно неожиданный и непривычный для нашего восприятия эффект иной реальности. Изменение цвета среды придает тому же изображению совершенно другой вид, а иногда и смысл. Банальный Motion blur создает иллюзию (ощущение) движения.

Состояние

- эмоциональное, чувственное, любое другое, не обозначенное мыслительными процессами, а скорее участием подсознания состояние. Наличие таких процессов резко увеличивает ЗАПОМИНАНИЕ. Если при нормальном логическом мышлении идеи сменяют друг друга, то подсознательные состояния как бы расставляют "вешки" в богатом спектре ощущении, и при сходной эмоциональной или чувственной ситуации срабатывает близкая по ассоциациям "вешка". Нужно ли особо расписывать важность этого момента в любых произведениях искусства, в рекламе или в нашей жизни?...

Использовать такой факт можно (и нужно) в обоих направлениях. Можно закладывать в работу уже существующие в подсознании "вешки", и тогда работа вызывает ощущение жизненности, правдивости, естественности. Наше подсознание хранит массу таких ощущений, начиная от детского смеха и до пивных банок на тротуаре рядом с мусорной корзиной. Обратный вариант - это когда удивившая зрителя работа всплывает в сознании при срабатывании жизненно-бытовой "вешки" (ассоциации).

Что можно отнести к жизненно-бытовым вешкам? Любая нескучная ситуация, отработанная личностью по максимуму. Например, катание на "американских" горках. Если я никогда не катался на них - то представление у меня будет достаточно скромное, а ощущения больше надуманные, чем пережитые. Другое дело, если я прочувствовал, как сердце опускается до желудка, желудок до мочевого пузыря, а все остальное в этот момент немеет - то при показе кадров катания на таких горках я буду снова "ощущать" подобное, хотя и не так остро, как в реалии.

Разумеется, ассоциации эмоциональные и образные у разных людей разные (расставание с любимой у одного ассоциируется с полной луной, а другого - с уходящим поездом...), но творчество человеческой фантазии способно реально переживать и несуществующие ситуации, и реагировать адекватно на непрожитый образ (переживать его виртуально).

Движение

Этот принцип совсем уж из области подсознательного, но значим тем не менее. Так уж мы устроены, что любой объект мы воспринимаем в движении. И если не движется объект - то вынужден двигаться наш глаз, зрачок. На уровне композиции движение может быть выражено через смысловой ход, через пластический мотив, ритм, определенное размещение элементов и пауз. В конечном итоге любая композиция в первую очередь определяет движение нашего взгляда, изучающего реальность, а вслед за взглядом будут двигаться и ощущения, и мысли. При этом дизайнеру важно понять прямую зависимость мыслей от ощущений. То, насколько правдива созданная вами иллюзия (а любая картинка - в конечном итоге иллюзия), настолько реальными будут и ощущения.

Взаимодействие

Элементы композиции находятся (должны находиться) во взаимосвязи между собой и с форматом произведения. Эта взаимосвязь определяется прежде всего идеей на уровне композиционой схемы, пластическим мотивом на уровне приемов и принципов композиции, эмоциональным фоном на уровне использования тона и цвета.

Например, произведение, выражающее покой и умиротворение, не должно содержать композиционных групп с элементами хаоса или синкопированного ритма (не является жестким правилом), а выражающее стремление к покою - уже есть движение от группы хаоса к группе порядка через определенные принципы. В первом случае обычно применяется симметричное построение композиции без выраженного движения, во втором - отступление от этой симметрии. На уровне движения он определяет развитие и следование пластического мотива через пятно, ритм или силуэт (оформленный линией или тем же пятном, группой пятен).

Цвет и тон являются в этом случае элементами, способствующими раскрытию замысла (наравне с основными принципами, потому как равноправны с ними). При применении нескольких принципов преобладает наиболее выраженный (акцентированный по сравнению с другими).

В приведенных примерах ни одна из картинок не явялется примером композиции абсолютного покоя, хотя первый вариант очень близок по решению. Чем же он нас не устраивает? Некое условное "повисание" элементов над несуществующей, но автоматически воображаемой плоскостью...
Во втором примере нас не устроит "неустойчивость" почти по тем же причинам, что и в первой...

В третьей картинке вы можете провести линию симметрии достаточно четко, но ни она, ни элементы никак не соответствуют состоянию покоя, а скорее вялого, "анемичного" движения... направление движения тоже фактически не угадывается, вернее, их одновременно несколько, и только ось симметрии каким-то образом преобладает над другими направлениями.

Сотрудничество.

Этот весьма оригинальный по звучанию (во всех предыдущих трудах по композиции разных авторов он если и есть, то в весьма расплывчатой форме - вместе с принципом взаимодействия он объединяется обычно под термином "взаимосвязь"). Суть сотрудничества можно проследить на примере ритма (где каждый элемент играет свою роль не только сам по себе, но в совокупности другими), контраста (когда тон любого из сопоставляемых пятен влияет на восприятие тона его окружения). На уровне цвета это можно подтвердить примером, когда одно цветовое пятно усиливает или глушит цвет соседнего пятна, одновременно влияя на восприятие тона, цвета как такового в виде яркости, насыщенности или уровня тона).

Это как раз тот пример, когда за счет свойств одного элемента более выразительно начинают звучать другие, или вся композиция в целом. Например, ровную поверхность шара нельзя сделать более ровной саму по себе, но за счет сложного "рваного фона" или аналогичных элементов усиливается впечатление от ровной поверхности того же шара (прием контраста - противопоставления).

Продолжение

Виктор Вязьминов
mrdesign

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100