На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Электронная Коммерция » Основы основ

Уроки электронной коммерции

За месяц, прошедший с момента старта проекта "iOne, или Один вокруг света", обозреватель Ъ посетил уже около двух десятков компаний. Разговоры с топ-менеджерами многих из них так или иначе затрагивали вопросы электронной коммерции. Отношение к ней сейчас изменилось: эйфория прошла, многие интернет-компании закрылись. Однако традиционные корпорации извлекли для себя несколько важных уроков новой экономики.Электронную коммерцию можно определить, как создание стоимости за счет использования цифровых технологий. Большинство западных компаний уже миновали стадию сайтов-буклетов, интересных только собственному отделу маркетинга, и перешли к электронной торговле. Хорошие компании из этой области попросту автоматизируют работу своих лучших продавцов. Но создавать стоимость удается очень немногим: книжный интернет-магазин Amazon.com, например, показал, каким потенциалом обладает виртуальный канал продаж, но сотни компаний, пытавшихся повторить его модель, обанкротились. Как, например, компания Webvan, занимавшаяся доставкой продуктов питания и товаров народного потребления на дом. Webvan исходила из того, что ей удастся привлечь столько покупателей, что можно будет консолидировать доставку заказов и за счет этого резко снизить ее стоимость. Быстро набрать критическую массу клиентов Webvan не смогла -- и обанкротилась. Расходы на доставку -- вообще слабое место всех виртуальных продавцов. Взять хотя бы российский интернет-гастроном XXL.ru: стоимость приемлемой по качеству доставки продуктов оказалась слишком высокой, что привело к убыткам и закрытию проекта.

Однако для традиционных торговых сетей этот печальный опыт -- не помеха. Сеть магазинов Tesco сейчас использует практически такую же, как у Webvan, бизнес-модель, основанную на консолидации доставки заказов. Клиенты у Tesco уже есть, их нужно только перевести в интернет. Объем виртуальных заказов у компании растет, и со временем их консолидация способна снизить общую стоимость доставки по сравнению с "живой" покупкой товаров в супермаркете.

Для потребителей привлекательность электронной коммерции определяется качеством сервиса, удобством и безопасностью. Тот же Amazon.com показал, насколько высоким может быть уровень сервиса в сети. По сути Amazon занимается не просто коммерцией, а электронным бизнесом, когда к диалогу с клиентами подключаются не только служба сбыта, но и все сотрудники компании, а также другие клиенты. Благодаря интернет-технологиям стандарт обслуживания поднят на новую высоту. Традиционные компании взяли это на заметку -- не случайно так быстро растет сектор программного обеспечения CRM, позволяющего отслеживать и анализировать все контакты с клиентом.

В сфере электронной b2b-коммерции успех зависит от того, насколько компаниям удается повысить эффективность -- за счет увеличения продаж или снижения издержек. Cisco Systems, например, перевела всю службу технической поддержки своих продуктов в интернет и экономит на этом свыше $500 млн в год. General Electric пока еще сохраняет альтернативные каналы связи с клиентами (call-центры). По оценкам GE, существенной экономии можно добиться, когда не менее 50% обращений в службу поддержки будут идти через интернет.

Что касается b2b-продаж, то здесь весьма показательно изменение отношения бизнеса к электронным торговым площадкам. Полтора года назад аналитики прогнозировали появление 10 тыс. площадок в разных секторах экономики. Но затем инвесторы резко охладели к электронным биржам, многие из них закрылись. Выступая в прошлом году на конференции в России, президент Intel Крейг Барретт заявил, что онлайновые биржи пока не работают. Пример тому -- попытка создания электронной закупочной площадки Covisint тремя крупнейшими автопроизводителями GM, Ford и DaimlerChrysler. На словах все выглядело впечатляюще: суммарный бюджет закупок этих компаний свыше $240 млрд в год, и использование Covisint, по расчетам, может снизить себестоимость среднего автомобиля ($19 тыс.) на $1,5-3 тыс. Но прошло больше года, а для Covisint даже не сумели найти генерального директора. Все-таки автомобиль -- не компьютер, и собирается не из тридцати, а из пяти тысяч деталей. Кроме того, ожидать от давних конкурентов уровня кооперации, необходимого для создания общей торговой площадки, не приходится (см. интервью с вице-президентом Renault) -- отлаженная система снабжения является стратегическим преимуществом любой автомобильной компании. Ford, например, игнорируя Covisint, развивает собственную систему онлайновых закупок, экономя значительные средства.

Вместе с тем есть и позитивный опыт. Так, химическая электронная биржа ChemConnect по итогам четвертого квартала 2000 года достигла оборота в $2 млрд, и оборот продолжает расти. Впрочем, вопрос о достижении биржой точки безубыточности пока остается открытым.

Перспективы дальнейшего развития электронной коммерции прежде всего зависят от количества пользователей интернета. Нет у граждан и компаний доступа в сеть -- нет и рынка. Тут все определяется законом, сформулированным одним из отцов сетевых коммуникаций Бобом Меткалфом: "Ценность сети возрастает пропорционально квадрату числа пользователей". Если во всем мире работает только один факс, он бесполезен. Если факсов 100, польза есть, но мизерная. Чем больше установлено факсов, тем они полезней. Аналогично и с интернетом. А уровень проникновения интернета зависит от соотношения стоимости компьютеров и тарифов на услуги связи с уровнем доходов населения. Между тем во многих странах из-за монополизации рынка связи люди платят за доступ не по единой ставке, а поминутно.

Рост мировой аудитории интернета опережает даже самые свежие прогнозы: так, в начале 2000 года Ovum Research предсказывала, что к концу 2001 должно быть около 330 млн пользователей, но уже в середине года их число достигло почти 500 млн. Еще год назад эта новость подняла бы фондовый рынок, но сейчас она проходит незамеченной -- безудержная критика всего, что связано с интернетом, продолжается. Крейг Барретт не устает повторять, что совсем скоро в Сети будет уже 1 млрд пользователей. Но и этого недостаточно: как пишет американский интернет-гуру Дэвид Сигел в своей недавно переведенной на русский язык книге "Шагни в будущее", "доступ к интернету должен быть не привилегией, а правом каждого человека". Когда в сетевую жизнь будут вовлечены 2 млрд человек, и у каждого будет свой личный сайт, электронная коммерция станет неотъемлемой частью жизни. Случится это, по мнению господина Сигела, в 2010 году.

21.06.2001
Борис Лобзов ,Accenture
Игорь Пичугин, ИД "Коммерсантъ"

iOne.ru

Другие разделы
Отрасли
Новое в разделе
Торговые площадки
e-Финансы
Основы основ
B2B
Технологии и системы
Безопасность
Создание Е-магазина
Е-торговля за рубежом
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100