На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Железо » Накопители

Дискография

Выбор пишущих приводов CD сейчас очень велик. Едва ли не все известные в компьютерном мире брэнды поспешили отметиться несколькими моделями, а то и целыми сериями.

Между тем, официальная характеристика производительности у любого рекордера обычно одна - относительная скоростная формула, где за единицу приняты 150 Кбайт/с (с такой скоростью извлекаются данные со звуковых компакт-дисков). Значит ли это, что все 16-скоростные, к примеру, модели равнозначны? Очевидно - нет, реальная скорость с теоретической имеет мало общего. Стандарт не стесняет производителей какими-либо условиями и не обязывает усреднять замеры, поэтому в маркировку, как правило, попадает максимальная скорость, достижимая лишь на отдельных (обычно внешних) дорожках и только на особо качественных носителях.

Есть и другие вопросы, на которые придется искать ответы, выбирая привод:

  • сможет ли он с приемлемой скоростью и качеством писать не только на фирменные, но и дешевые или вовсе «технологические» CD-R?

  • удобно ли будет пользоваться CD-RW или запись будет испытывать наше терпение, а скорости чтения не хватит, чтобы крутить MP3, не говоря уже о видео?

  • как пишущий привод ведет себя в роли читающего: шумит ли на максимальной скорости, позволяет ли ее снижать программными средствами, как читает поцарапанные и «левые» диски?

  • окончательно ли победил интерфейс IDE или жив еще SCSI, и какой способ подключения оптимален для внешних приводов? Пустая ли трата денег «комби-драйвы» (с поддержкой DVD) или наоборот - ценная покупка?

Кроме того, ситуации бывают всякие, и не только пиратам, но и законопослушным пользователям порой приходится сектор в сектор копировать диск (для этого нужна поддержка записи в так называемом формате RAW). А «перепрожиг» (способность записать чуть больше данных, чем определено внутренней разметкой) поможет втиснуть на диск большой дистрибутив или видеофильм.

И еще вечный вопрос - отличаются ли качественно теперешние приводы от одно-двухгодичных предшественников, или вся разница сводится лишь к большей скорости и упавшей цене (сегодня, даже очень привередничая, можно выбрать отличный пишущий дисковод за $100-150)?

Теория

Для начала несколько абзацев уделим физике процессов.

У дисков CD-R поверх отражающего слоя из золота, серебра или алюминия наносится органический слой, в исходном состоянии прозрачный для луча считывающего лазера. Лазер «прижигает» этот слой по точкам, он мутнеет, а чередованием поглощающих и отражающих участков на дорожке можно кодировать биты ничуть не хуже, чем штампованными канавками у «заводского» диска. В отличие от штампованных CD у CD-R есть дополнительная разметка (ATIP) для позиционирования луча, есть также две служебные зоны для калибровки мощности лазера и сохранения промежуточного состояния таблицы содержимого (в случае, когда сеансы пишутся за несколько приемов без закрытия). Некоторые варианты защиты программ от копирования умеют находить эти признаки и мешают запускать программу с CD-R. В свою очередь последние версии программ для клонирования умеют скрывать спецразметку после записи.

В перезаписываемых дисках в качестве промежуточного слоя тоже используется органический состав, но он способен при сильном нагреве переходить из кристаллического (прозрачного для лазера) состояния в аморфное. Слабый нагрев возвращает его обратно в состояние «кристалла» и запись можно повторять довольно много раз (по крайней мере, не меньше 1000 циклов перезаписи производители гарантируют).

Для записи аудиотреков логически данные организованы бесхитростно - минимум служебной информации, единица записи - сектор (2352 байта), секторы объединены в дорожки произвольного размера. Ссылки на начало каждой дорожки и значения длительности звучания перечислены в начале диска в TOC (Table of Content), и найти нужный аудиотрек может даже самый «неграмотный» проигрыватель. С компьютерными данными сложнее. Они, во-первых, организованы куда затейливее: файлы, структура каталогов, а во-вторых, не терпят искажения ни в одном бите (программы не запустятся, архивы не откроются), тогда как в звукозаписи единичные отклонения допустимы и на слух неразличимы. Коррекция ошибок решается традиционно - сохранением данных с избыточностью, файловая структура фиксируется в основном формате CDFS (аналог FAT для компакт-дисков). В итоге остается лишь одна относящаяся только к записи CD особенность - обязательное деление диска на логические дорожки. Можно не обращать на нее внимания и объявить весь диск одной дорожкой. Но есть и осмысленные применения, например формат CD Extra позволяет записать несколько стандартных аудиодорожек и дополнить их одной дорожкой с данными. Иногда так оформляют фоновую музыку к играм, «заводить» ее можно и на бытовых проигрывателях.

Практика

Теперь можно ответить на поставленные в начале статьи вопросы.

Проще всего определиться с интерфейсом. Для встроенных рекордеров стандартом стал IDE (ATAPI). Прицениваться к SCSI имеет смысл лишь тем, у кого в компьютере уже есть соответствующий контроллер. Прежнее преимущество SCSI - бульшая интеллектуальность (меньше загружается процессор и стабильнее поток данных) - сегодня едва ли будет заметно. Особенно если оптимально распорядиться особенностями IDE - поставить привод на отдельный от винчестера канал и установить для него режим DMA.

Внешние приводы пока не пришли к единому стандарту, неплохо продаются даже LPT-версии (ужас!). Дело тут не столько в консерватизме, просто и USB версии 1.0 - не лучший выбор, он не позволяет записывать на скоростях выше четвертой, а реальная скорость чтения ограничивается шестой. PCMCIA и CardBus уверенно позволяют писать на 8-й, читать - на 32-й. Ноутбукам вообще повезло, нередкий для них интерфейс FireWire легко «прокормит» даже 40-скоростной привод. Настольным компьютерам остается рассчитывать на USB 2.0 - системные платы с его поддержкой уже появляются, для старых можно купить отдельный адаптер.

Ценность комбинированных дисководов полностью определяется наличием или отсутствием у вас потребности читать DVD. В любом случае универсальный аппарат обычно дороже двух специализированных, но занимает он всего один разъем на шлейфе. А говорить о худшей реализации каждой из функций в отдельности (что характерно для большинства комбайнов) в данном случае не приходится. Смущает только слабая, по сравнению с CD, распространенность DVD.

Проверка

Чтобы ответить на остальные вопросы, нам пришлось хорошенько «прощупать» возможности нескольких свежих моделей.

С записью дешевых болванок так или иначе справились все участники тестирования. Особенно всеядным оказался неторопливый Mitsumi. Скоростные модели вовсю напрягали свои технологии динамического определения качества болванки и выбора безопасной скорости записи. Получалось тоже неплохо, в частности, «нарезать» на 24-й скорости удалось и один старый диск, оставшийся с времен, когда четвертая скорость считалась роскошью. Новый диск TDK, сертифицированный для записи на 8-й скорости, всеми приводами, кроме Yamaha, был оценен как 16-скоростной (Yamaha подстраховалась и выставила 12х).

Перезаписываемые диски хороши, в первую очередь, в пакетном режиме (UDF), превращающим диск в своего рода большую дискету, доступную из любого приложения. Правда, снижается полезный объем до 530 Мбайт. И добавляется лишняя операция - форматирование. Раньше это был очень неспешный процесс, да и сама запись на 2-й - 4-й скорости медлительна для оперативного хранилища (взгляните на результаты Mitsumi, он по этому показателю ближе всех к прежнему поколению). Вдобавок, приводы CD-ROM в своей массе не умели считывать CD-RW.

Сейчас уже многие (из новых - почти все) бытовые проигрыватели читают RW, компьютерные приводы - читают вдобавок с хорошей скоростью. А теперешнюю 10-12-кратную скорость записи медленной не назовешь - тестовые 445 Мбайт записывались за 5-6 минут (в жизни эта скорость может меняться в пределах 4-10 минут, много мелких файлов пишутся ощутимо дольше больших).

С клонированием дисков непреодолимых проблем тоже не возникло ни в одном из случаев (использовалась программа CloneCD), хотя скорость этого занятия гуляет в очень широких пределах. Здесь сложно кому-либо соревноваться с PlexWriter’ом. Перепрожиг принципиально не поддержали только Sony и CyberDrive, в отношении Addonics’а вопрос остался открытым, поскольку работать с ним согласился только Easy CD Creator, такие занятия не признающий.

С обязанностями читающих пишущие приводы справились по-разному. К примеру, извлечение аудиодорожек с CD в WAV-файлы (проверенное программой CDDAE 99) оказалось крайне чувствительно к качеству используемого диска. Использовался фирменный французский диск, дающий по моим наблюдениям типичные средние результаты. Но даже его не все приводы смогли чисто «порипать», хотя процент ошибок во всех случаях оказался ничтожным (меньше 0,001%). С диском похуже ситуация может измениться, поэтому остается универсальное средство - программно снижать для таких дисков скорость. Готовых рецептов нет, советую включать в программах проверку идентичности извлеченной дорожки оригиналу. Кстати, если вы еще не выбрали себе программу-риппер, CDDAE может служить не только тестом, но и очень хорошим средством снятия аудиотреков (с наглядным контролем качества).

Скорость чтения в исполнении почти всех CD-RW не впечатляет, только Teac держится молодцом, а полный провал - у Sony. Современные «читающие» приводы CD объективно быстрее. Другое дело, что на практике редко кто терпит вой, которым сопровождается работа на 48-й - 52-й скорости. Да и реальная разница от смены привода CD-RW со средними по части чтения талантами на хороший 48-скоростной дисковод CD-ROM не превысит 2-3 минут при Mitsumi CR-4805TEустановке 400-мегабайтной программы.

Все приводы поддержали программную регулировку скорости, но и тут нашлись лидеры и отстающие. Например, TDK CyClone поддержал весь диапазон от 1х до 40х с единичным шагом, а мобильная Toshiba «знает» только 24x, 16x и 10х.

Теперь подробнее о каждом из приводов.

Mitsumi CR-4805TE

Привод с восьмикратной скоростью записи - это сейчас тот минимум, на который имеет смысл обращать внимание, и то только при ограниченном бюджете и нечастой потребности в записи. Такие приводы сплошь и рядом подпадают под распродажу и стоят недорого.

Mitsumi отлично подходит, если приходится иметь дело с дисками среднего качества (как для чтения, так и для записи). Сложно оценить долговечность и надежность, но, думается, если записывать пару-тройку дисков в неделю и меньше (на что и рассчитаны дешевые приводы), Mitsumi будет служить не хуже любого другого.

А вот для преимущественной работы с CD-RW в формате UDF лучше выбрать какой-нибудь другой дисковод. У Mitsumi не только запись их, но и чтение отличалось крайней Sony CRX160Eнеспешностью (2-10х в зависимости от диска). Тогда как конкуренты запросто читали UDF, развивая скорость до 20-кратной!

Sony CRX160E

Если подсчитать знаменитое соотношение цены и производительности, учитывая только основные для пишущего привода характеристики - скорость записи на CD-R и RW, Sony запросто может оказаться на первом месте среди всех участников тестирования. Эдакая рабочая лошадка для тех, кого не смущает отсутствие отдельных модных технологий («защита буфера», перепрожиг).

Ricoh MP7163A

Скромный 16-скоростной привод из богатой линейки Ricoh появился в обзоре не случайно. Объективно его не за что хвалить Ricoh MP7163Aили ругать (разве что CD-RW отформатировался быстрее всех). Зато побочных симпатий он собрал больше остальных. Хотя как посмотреть: для многих способность привода бесшумно читать диски с MP3 имеет первостепенную важность. А этот оказался единственным в обзоре, сумевшим самостоятельно усреднить скорость вместо того, чтобы то и дело разгоняться и тормозить. Не думаю, что в Ricoh владеют уникальным рецептом (многие приводы CD-ROM, по крайней мере, уже научились манипулировать скоростью). Но, к примеру, шестеренки там умеют подгонять точно лучше всех: такой бесшумный дисковый лоток мне еще не встречался.

Teac 516E и NEC NR7800A

Практически равноценные приводы, хотя Teac часто работает над качеством привода в ущерб цене. В данном случае это выразилось в рекордном времени поиска и общей «добротности». Зато NEC отличился по прямому назначению, его 16-я скорость записи оказалась самой CyberDrive CW038Dбыстрой среди всех дисководов в обзоре.

CyberDrive CW038D

Изделие от малоизвестного у нас производителя, достойное упоминания хотя бы из-за одной уникальной особенности - 12-кратной скорости работы с CD-RW. Едва ли эта монополия долго продержится, но у CyberDrive остается еще один козырь: низкая при всех очевидных достоинствах цена (рекомендованная вообще $74, а приведенная в таблице обязана дефициту их в Москве).

К сожалению, «сырости» в этом приводе нашлось тоже с избытком. Писать CD-R на 16х вне теста удастся лишь изредка, сам привод старается выбрать скорость поменьше, а в случае принуждения реальная скорость зависит от качества болванки. По счастью, наш тестовый диск от TDK был признан удовлетворительным. Не все гладко было и с чтением аудиодорожек (для неидеальных дисков скорость нужно снижать до 10х и ниже, иначе - сыплются ошибки). Тем не менее, часть проблем поддаются устранению программно, и даже за то время, что привод Yamaha CRW2200Eнаходился на испытании, успела выйти очередная подчищенная версия firmware.

Yamaha CRW2200E

Судя по всему, 20-скоростные CD-RW станут средним классом гораздо быстрее, чем можно себе представить. Уже на подходе 32-скоростные монстры (Ricoh), а к весне нет причин не выпустить и 40-скоростных. Буквально на днях Mitsubishi похвалялась лазерным диодом для записи на такой скорости (известна даже его ориентировочная цена - $24).

Хотя за этими впечатляющими цифрами, как и в случае с читающими приводами, прячутся не только высокие технологии. «Честна» во всех случаях только скорость 16х, для поддержания постоянной линейной скорости (CLV) рекордер изменяет частоту вращения по мере удаления лазера от центра диска. На больших скоростях так поступить мешает инерция механики, поэтому CRW2200E, записывая на заявленных 20х, вращает диск с почти постоянной частотой (partition constant angular velocity - P-CAV). Из-за этого реальная скорость записи на «медленных» дорожках оказывается всего 12х, но уже к середине диска возрастает до 20х и к концу обороты даже приходится немного снижать, чтобы лазер успевал надежно прожечь дорожки.

Как бы то ни было, пишет Yamaha быстрее любого 16-скоростного привода, и впечатление от него осталось положительное (а 8-мегабайтный буфер - просто рекорд). Если бы еще не два недостатка - самый неторопливый с точки зрения SiSoft Sandra поиск и проблема с чтением TDK CyClone AI-CDRW 241040Xзвуковых дорожек (решается легко - принудительным снижением скорости, но тем не менее)… Поцарапанный диск, возможно, и прочитался бы, но снижение скорости ниже 10х программно не предусмотрено.

TDK CyClone AI-CDRW 241040X и Plextor PlexWriter PX-W2410TA

CyClone и PlexWriter пишут еще быстрее «Ямахи», но тоже не без хитрости. Метод их работы на высоких скоростях Z-CLV отличается от CLV разбиением диска на три зоны, внутри которых запись ведется на 16-й, 20-й и 24-й скорости соответственно. В моменты перехода к следующей зоне лазер перенастраивается на бульшую мощность, а обороты диска - на следующую начальную частоту (внутри зоны частота растет плавно, как при классическом CLV). Инерцию обхитрить удается, а «дырка» на стыке зон размером несколько Plextor PlexWriter PX-W2410TAдесятков микрометров некритична и чтению не мешает.

Оба привода заслужили общего описания, поскольку собраны они на базе одного набора оптики и электроники от Sanyo. Но если к результатам TDK прибавить практически нечего (огорчила только принципиальная нечитаемость поцарапанного диска, даже после снижения скорости до 1х), то Plextor я собирался было поругать: при сравнимых характеристиках (если не учитывать рекордную скорость извлечения аудио) он стоил заметно дороже. «В пределах $20 прибавка была бы в самый раз за приобщение к элите CD-записи, да за низкий шум и общее ощущение добротности» - к такому выводу мы пришли, общаясь с одним из московских реселлеров Plextor. Через неделю, уточняя текущие цены перед сдачей материала, я обнаружил, что цена не просто снизилась, но приравнялась к TDK! Если так HP cd24pбудет и впредь, PlexWriter в высоком классе, как и прежде, останется недосягаем.

HP cd24p

Метод записи тот же, брэнд не менее известный, разве только имя дисководу не придумали звучное. А так - достойный аппарат, пожалуй, с самыми сбалансированными характеристиками в обзоре. Отдельное спасибо производителю за большую и хорошо ощутимую кнопку выгрузки диска.

Addonics Samsung SM-308B

Совмещенные дисководы - читающие DVD и записывающие CD-R/RW - сейчас не редкость и ничего качественно нового собой Addonics Samsung SM-308Bне представляют. Этот привод ко всему прочему еще и внешний, подключается через USB (рассчитан на USB 2.0). Как и говорилось, обычный USB 1.0 с загрузкой не справляется, причем даже на четвертой скорости запись оказалась неустойчивой и на CD-R, и на RW. Контроллер Tekram DC-602W, добавивший в мой компьютер целых 5 розеток USB 2.0, полностью исправил ситуацию, хотя решение в совокупности выходит дороговатым.

Toshiba SD-R2002

Встраиваемый в ноутбук дисковод тоже на все руки мастер и справляется даже с записью в условиях тряски (не сильной, конечно). Хорошее решение для ноутбука - за возможность записи к простому мобильному DVD/CD-ROM добавляют всего $50.

Хочется отметить любопытную тенденцию. Некогда диск для записи приходилось класть в особую коробочку («caddy») и в ней уже загружать в дисковод. Позже приводы научились точно позиционироваться на диске, загружаемом привычным теперь способом в лотке. В ноутбучном же рекордере оптика и отчасти механика выдвигается вместе с диском, то есть крепится прямо на этом с виду хлипком подносике. Какая, казалось бы, тут точность позиционирования? А вот поди ж ты - пишет, да еще как!

Остался последний вопрос - что качественно нового предлагают теперешние рекордеры? Быструю поддержку формата UDF (не просто скоростную, но и грамотно реализованную), «защиту буфера» и автоматический контроль скорости прожига. Комбайны становятся еще универсальнее - кроме записи и чтения CD предлагаются запись и чтение DVD, причем во всех форматах: DVD-R, DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW.

А в ближайшем будущем можно ждать модификации специализированных программ записи благодаря технологии Mt. Rainier (переноса большинства функций прожига на аппаратный уровень). Возможно, не только DVD в перспективе может стать продолжением рода лазерных носителей. Куда проще устроены 1,3-гигабайтные диски DD CD, то есть CD двойной плотности, стандарт на них готовится Philips и Sony, предложившими в свое время CD обыкновенные.

Условия тестирования - комментарий к таблице

Для проверки записи на CD-R использовались диски, сертифицированные для 24-й и 16-й скоростей: TDK Reflex Ultra 24x и EMTEC 1-16x. Записывался один сеанс размером 650 Мбайт в режиме ISO Mode 2/XA в программе Nero CD Burn 5.5.3.

CD-RW форматировались в UDF, на них записывались 445 Мбайт файлов MP3 в программе InCD 2.26. Диски CD-RW, в отличие от CD-R, практически не позволяют превышать сертифицированную скорость, в тестах использовался TDK High Speed CD-RW 4х-10х.

«Maкс.» в таблице не означает чтение сбойного диска на той же скорости, что и нормального, имеется в виду, что привод самостоятельно сумел замедлиться. Иначе скорость снижалась программно.

Итоговая оценка зависела от совокупности всех характеристик, но в первую очередь учитывались: скоростные характеристики, цена, шум, поддержка современных технологий.

Таблица 1

Таблица 2

«Защита буфера»

Или точнее - технология защиты CD-болванки от ошибок, возникающих при опустошении буфера. Когда диск пишется на рекордере, не владеющем такой защитой, прерывание потока данных приводит к потере всего диска или, как минимум, текущего сеанса записи.

Принцип работы защиты - найти на диске прерванную дорожку и возобновить запись на минимальном расстоянии от обрыва. Например, технология SafeBurn (Yamaha CRW2200E) обещает зазор всего около микрона, тогда как несколько десятков микрометров проглатываются совершенно незаметно как обычными приводами CD-ROM, так и бытовыми плейерами.

Тем не менее, прерывания можно не только устранять, но и не допускать. Та же Yamaha подходит к проблеме комплексно - короткие перебои потока данных должен сглаживать 8-мегабайтный буфер (в ближайшее время в новых моделях планируются уже 16-мегабайтные буферы).

А другую частую причину порчи болванки - завышенную скорость прожига должны не допустить постоянный контроль процесса записи и его замедление на трудных носителях (что и демонстрировали все скоростные модели).

Среди участников тестирования свою технологию защиты (под тем или иным звучным именем - BurnProof, JustLink, SuperLink и т. д.) имели все 16-24-скоростные приводы.

Форматы

На практике используются три формата, отличающиеся структурой единичного сектора. В формате CD-DA весь объем сектора занимают данные - так пишутся обычные аудиодиски. Под компьютерные данные в формате CD-ROM Mode 1 (стандартный формат в случае, когда диск пишется целиком - «Disk-At-Once») или CD-ROM Mode 2/XA (обычный для многосеансовых дисков) в секторе используются только 2048 байт. Остальное занимают заголовки и код коррекции ошибок. Но для потоковых данных, таких как видеозапись (теоретически и для музыки в формате, устойчивом к «поломкам»), можно обойтись без тотальной коррекции, все равно снижение качества не будет заметно. CD-ROM Mode 2/XA Form 2 (штатный для дисков CD-I) отводит в секторе 2324 бита под пользовательские данные, жертвуя страховочными байтами. А на стандартный 650-мегабайтный диск в таком случае влезает 730 мегабайт полезных данных! Жаль только, выбрать этот формат вручную не позволяет ни одна из известных программ записи (Nero Burning Rom хоть и имеет заготовки для Video CD, Form 2 в них не фигурирует).

Противоположный пример расточительного отношения к дисковому пространству - формат UDF (пакетная запись). Диск логически форматируется поверх физической разметки аналогично другим компьютерным носителям, причем размер логического сектора выбирается равным 32 килобайтам. Коль скоро файл на диске занимает целое число секторов, в «хвостах» остается до 10% свободного места. Служебная разметка, как уже отмечалось, сама по себе съедает больше 100 Мбайт. Ничего не поделаешь, за комфорт приходится платить.

Если имена файлов на записанном диске усекаются до восьми символов или предстают в нечитаемом виде, придется разбираться с еще одним классом форматов уровнем повыше - файловыми системами. К примеру, в Nero во вкладке ISO, создавая проект, надо отметить галочками ISO Level2, ISO 9660 и Joliet (что и будет означать 255-символьные в пределе имена файлов и кодировку Unicode с кириллицей и прочим). Остальные варианты и сочетания понадобятся только тем, кто собирается читать записанный диск вне Windows.

Редакция благодарит фирмы, предоставившие дисководы CD-RW для тестирования: «Техмаркет Компьютерс», «Алион», Boston PC, NAK Microware, «Велес-дата», «Бока и К» (Пятигорск).

Дмитрий Лаптев
Домашний Компьютер

Спонсор раздела

Другие разделы
Новое в разделе
Мат. платы и процессоры
Полезняшки
Накопители
Видео
Принтеры
Звук
Сканеры
Цифровые камеры
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100