Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
ВидеоперерывМои «Железные письма», приходящие к читателям под разными названиями вот уже больше двух лет, всегда отличались одним свойством: каждое было написано на тему, которая волновала меня в момент написания более всего. И, конечно, в разряд интересного и волнующего, в первую очередь, попадали новинки. Но о видеокартах я ничего не писал больше года. Разумеется, не потому, что не было новостей, - здесь не до скуки - видеокарты дают богатый материал чуть ли не каждый месяц. И все же после рассказа о карте GeForce 256 DDR от Creative возвращаться к теме не было желания. Когда все работает хорошо, и писать не о чем. Отличное качество 2D-картинки, свойственное продуктам Creative, радовало глаз. Великолепные - другого слова не подберешь - драйверы, которыми я наслаждался три года (с осени 1998-го, еще с покупки первой карты от Creative на TNT), заставляли благоговейно молчать. Скорость в трехмерных играх на максимальном для моего тогдашнего монитора разрешении 1024х768 больше года удовлетворяла даже такого максималиста, как я. Я действительно максималист. В любой игре настройкам качества выставляю высшие значения, и при этом число кадров в секунду меньше 65 считаю жутким торможением. Подобной чувствительностью, правда, отличаются далеко не все: стоит мне пожаловаться, что какая-то игрушка жутко тормозит на моей-то не самой слабой конфигурации (PIII 900 МГц плюс 192 «метра» памяти), как приходит писем пять от читателей, обвиняющих меня в неумении настроить систему. А все дело в личном восприятии: скажем, уже довольно старая, но не сдающая позиций игра Soldier of Fortune при установке максимальных настроек, по моим меркам, тормозила, когда в системе было только 128 Мбайт ОЗУ. После увеличения памяти до 192 Мбайт торможения исчезли. Я использовал этот пример в нескольких статьях, и каждый раз читатели радостно сообщали в ответ, что в их системах Soldier of Fortune работает идеально всего на 64 мегабайтах оперативной памяти и даже не на GeForce, как у меня, а на карте Vanta с 8 мегами на борту. Что тут скажешь? Можно лишь позавидовать семье, где живет такой неприхотливый пользователь Энергичного Вымогателя Мзды (ЭВМ). Моим родственникам повезло меньше. Впрочем, мы отвлеклись. Итак, до августа 2001 года проблема видеокарт меня не волновала. Правда, в апреле прозвенел «звоночек» в виде игры Undying - она отказывалась нормально бегать в разрешении 1024х768. Но я все списал на капризы движка от Unreal, который изначально оптимизирован под покойную ныне 3Dfx, а сама игра была так себе и явно не давала повода для апгрейда. Вообще, я рассчитывал, что таким поводом станет Soldier of Fortune 2, но ошибся. Ребята из 3D Realms отвлеклись от долгостроя Duke Nukem Forever и выпустили отличную игру Max Payne. Она хороша буквально всем, но на моем GeForce с нормальной скоростью бегает только в разрешении 800ґ600. Попытки разогнать в разумных пределах видеокарту оказались тщетными: первый раз наблюдал, как текстуры игры откровенно не вмещаются в 24 Мбайт видеопамяти (остальные 8 из 32 используются только для 2D-картинки), а те, что вместились, задумчиво шевелятся в ставшей вдруг медленной 333-мегагерцовой памяти. Что же… Больше года без замены видео - мой личный рекорд (за пять предыдущих лет видеосистема обновлялась минимум раз в семь месяцев). Жестокий убийца чипов 3Dfx - GeForce 256 - оказался на редкость живучим. Но в конце концов настало время выбирать что-то новое. С точки зрения покупателя, ситуация на сегодняшнем рынке - лучше не бывает. Фирма nVidia предлагает полный спектр видеокарт для любых целей и любого кошелька. Все они управляются стандартными драйверами, которые подходят к любой карте из линейки TNT/GeForce. Хороша ли эта ситуация? Уверенно отвечаю - крайне плоха. В стародавние времена на рынке сражалось множество фирм и фирмочек, появлялись очень интересные решения, в этих битвах родился нынешний гигант Nvidia, а ведь были и другие яркие компании. Например, Tseng, которая выпустила дешевую и быструю карточку ET-6000 (модификация ET-6100) с революционной памятью MDRAM, реализующую истинную 128-разрядность. Революционной она была, конечно, только в 1996 году, но при низкой даже по тем временам частоте RAMDAC картинка была просто отличной. Разумеется, у ET-6000 имелись и недостатки (например, резкое падение производительности при повышении частоты обновления экрана), но их должны были устранить к следующей версии чипа. А ее мы так и не дождались, поскольку компанию Tseng прикупила ATI, и, говорят, семейство чипсетов Rage этой фирмы было бы логичнее назвать ET-6500. Потом из секретных лабораторий ВВС США на рынок выплыла 3Dfx, и все дружно начали бороться с ней. В выигрыше, конечно же, были потребители. Прекрасно помню, как выбирал между безымянной картой на 3Dfx Voodoo 2 за 220 долларов и только что вышедшей картой производства Creative на чипе TNT от nVidia за 180, которая по некоторым параметрам уступала Voodoo слегка, а в основном - «делала» его. Можно и другие примеры привести, но суть одна: борьба шла нешуточная, и подвижки по всем фронтам были заметны невооруженным глазом. А сейчас конкуренции не чувствуется совершенно. Гигант ATI выпускает приличные графические процессоры, но объемы выпуска явно недостаточны. Я сужу об этом по прилавкам компьютерных магазинов. Вот если увижу в какой-нибудь лавчонке три варианта Radeon VE от разных производителей, восемь модификаций Rage 128 и еще пять простых Radeon’ов с объемом памяти от 8 до 64 Мбайт, тогда скажу - да, рынок насыщен разными решениями. Пока же в таких количествах встречаются только продукты на чипах Nvidia. Вроде бы чипсет Kyro 2 от ST Microelectronics благодаря дешевизне и неплохой производительности начинает теснить гиганта в «бюджетной» области, но об устоявшейся тенденции говорить пока рано. Я даже ловлю себя на мысли, что мне скучно писать о рынке ускорителей. И если бы вы спросили меня: «Что купить?», - я бы ответил пятью краткими рекомендациями:
Последнее высказывание может, впрочем, слегка устареть к моменту публикации статьи, но вряд ли Nvidia захочет резко снижать цены в нынешней рыночной ситуации. Когда нет серьезного конкурента, а на руках действительно хороший товар - не обязательно быть умелым продавцом 1. Достаточно упаковать его в разные коробочки с красивыми этикетками, определив, какую коробочку на какого покупателя ориентировать. Не знаю, как вас, но меня маркетинг Nvidia просто возмущает. Разрабатывается нормальный чипсет TNT2. Потом его шина памяти обрезается до 64 бит. Обрезание, насколько я понимаю, хоть копейку, но стоит, однако получившегося уродца M64 продают гораздо дешевле. Обрезаем все остальное (снижаем до 100 МГц частоту чипа и памяти) - и получается уже полный инвалид Vanta, которого некоторые производители оснащали 32 мегабайтами памяти и продавали доверчивым пользователям как высокопроизводительное устройство. Кто-то скажет, что под Vanta маркировали только отбракованные чипы, и ошибется. Брака бывает много лишь в начале перехода на новую модель или новый технологический процесс. Потом он снижается до весьма низкого уровня, и уродцев начинают плодить искусственно. Компрачикосы, блин. Но довольно о новомодных приемах маркетологов. Во время командировки в Москву я приехал по старой памяти на ВВЦ и стал искать новую видеокарту. Платить как минимум 340 долларов за GeForce3 (от какой-нибудь PixelView) не улыбалось, да и смысла от него в моей системе не будет. Для такого монстра необходим компьютер на основе Р4 или Athlon 1200, а у меня всего лишь РIII 900. Гораздо логичнее сначала процессор с материнской платой модернизировать, а уж потом еще раз видеосистему поменять. Ступенькой ниже находятся GeForce2 Ultra и GeForce2 Pro. Именно на них я и нацелился исходя из своих потребностей и возможностей. Оба чипсета отличаются от оригинального GeForce2 GTS лишь частотами чипа и памяти. Если у GTS чип работает на 200 МГц, а память на 333 (166х2 DDR), то у GeForce2 Pro и GeForce2 Ultra - на 200/400 и 250/460 МГц соответственно. Это, по сути, обычный разгон, но он хорошо «корректирует» главный недостаток GeForce2 GTS - медленную память при мощном процессоре. То есть сам ускоритель получился быстрым (примерно на 65 процентов быстрее GeForce 256), а карты на нем ускорились всего на 20 процентов. И все потому, что видеопамять осталась прежняя - со временем доступа 6 нс. В разогнанных GeForce2 проблему попытались смягчить. На GeForce2 Pro ставят 5-наносекундную память, а на GeForce2 Ultra - и вовсе 4 нс. Так что заманчиво, конечно, было бы купить «Ультру», да вот не продавал ее никто. ВВЦ, насколько я понимаю, сегодня не лучшее место для покупок (то ли дело три года назад!), но ни в уважаемой фирме «Никс» на Звездном бульваре, ни в «Формозе», ни в трех лавочках на проспекте Мира GeForce2 Ultra не оказалось. На нет и суда нет. Пришлось перейти к изучению рынка видеокарт на GeForce2 Pro. В конце концов, скорость чипсета не слишком важна, а память в этом варианте достаточно быстра, и остается надежда подразогнать ее до уровня Ultra. К сожалению, продукции Creative обнаружить не удалось. Мне трудно судить о причинах (особенно странно это смотрится на фоне тестирования новейших видеокарт Creative многими российскими журналами и сайтами), но факт остается фактом. Зато я разыскал карты на GeForce2 Pro от ASUS, MSI и PixelView. Продукт ASUS хорош всем, кроме цены. Она откровенно завышена, и выкладывать 230 долларов за этот, пусть и очень неплохой продукт я не рискнул. PixelView, наоборот, стоил очень дешево. 130 долларов за 64-мегабайтный вариант, согласитесь, весьма заманчивое предложение. Версию с 32 мегабайтами предлагали и вовсе за 110. Наверное, будь дело в Саратове, я бы на сем и остановился. Но… товары от PixelView еще недавно относились к «широко известной» группе noname. В общем-то, ничего страшного в этом нет. Обычно компьютерное железо без движущихся частей если проработает день, то потом уж и пару лет проживет. А о том, что работает внутри корпуса - крутой брэнд или изделие неизвестного китайского мастера, - можно и забыть за 40-процентную разницу в цене. Если, конечно, оно работает. GeForce2 Pro от PixelView выглядел аккуратно. Для такой демпинговой цены - даже солидно. Уже почти уговорил себя рискнуть, но взгляд уперся в название модулей памяти. Оно было совершенно неизвестным. Сейчас пытаюсь вспомнить изо всех сил, но не получается. Noname да еще и с памятью noname - это слишком для покупки в чужом городе. Отошел буквально на несколько метров и наткнулся на MSI StarForce Pro. 64 Мбайт памяти от EliteMT, нормальная цена (165 долларов) и осознание того, что именно MSI в последнее время изготавливала карты для Creative, сделали покупку неизбежной. Сейчас, по прошествии месяца, могу с уверенностью сказать: выбор оказался правильным. За исключением легких глюков драйвера (ничего не поделаешь, Creative догнать в этом вопросе трудно), все работает очень надежно. Игры забегали заметно быстрее, и там, где раньше пределом было разрешение 800ґ600, теперь и разрешение 1024х768 не слишком обременительно. Даже Emperor: Battle for Dune стала похожа (при всех включенных графических опциях, конечно же) на real-time-стратегию, а не на странный «недотрехмерный» action. Единственным действительно неприятным ощущением стало осознание, что РIII 900 по нынешним временам - это лишь разумный минимум для игровой машины. Ради интереса разогнал его до 1 ГГц и сразу же ощутил заметный прирост скорости. Но! У чипсета i815 есть хитрая защита от разгона, так что при установке частоты шины выше 140 МГц AGP автоматически переключается в режим 2х. В играх под Open GL это не имеет особого значения, а вот в Direct3D, да еще и с большими текстурами (я говорю о Max Payne), каждая смена интерьера заставляет картинку сильно дергаться. Интерьеры меняются очень часто, и поэтому прирост скорости порадует тестера, но не геймера 2. Ах да, совсем забыл. Сейчас появилась мода устанавливать на видеокарты как можно больше памяти, и многие искренне верят в воздействии количества на скорость. По моим наблюдениям, это не совсем так. Скажем, GeForce2 Pro с 64 мегабайтами действительно быстрее GeForce2 Pro c 32 Мбайт. На целых 5 процентов!!! Вроде бы немного плавнее работают игры под Direct 3D с большими текстурами. Но это очень субъективно, и если бы я не знал, когда какая карта использовалась во время тестирования, то запросто мог бы ошибиться. Стоит ли переплачивать за эти сомнительные 5 процентов 20-25 долларов? Если они не последние в кармане, то можно. А если последние - найдите им лучшее применение. Покупка же видеокарты на GeForce2 MX (MX200, MX400) с 64 Мбайт памяти - просто выбрасывание денег на ветер. Там и пяти процентов не насчитаете. О моделях на МХ со 128 Мбайт, напоминающих «Запорожец» с бамперами от «Бьюика», вообще промолчу. Удался ли описанный сегодня апгрейд? Пожалуй, да. Мне понравилось. Стоит ли вам повторять его? Если «горит», конечно, стоит. А если можно подождать до появления урезанной (и недорогой) версии GeForce3 - лучше подождите. Потенциал этого чипа так высок, что даже кастрация в маркетинговых целях не сможет испортить его чрезмерно. Уж ниже уровня GeForce2 Pro он наверняка не опустится. Если же вы сейчас работаете на чем-то вроде TNT2 и вас все по большому счету устраивает (но обновить видеосистему хочется все чаще и чаще), купите GeForce2 MX или GeForce2 MX400. За небольшие деньги (долларов в 70 обойдется PixelView, за брэнд приготовьтесь выложить около сотни) вы получите оптимальное решение на ближайший год. И пусть только маньяки вроде меня выбрасывают деньги на ветер. О чем мы поговорим в следующем «Железном письме», мне пока неизвестно. Сейчас допишу эти строки и отправлюсь на несколько дней в Воронеж, где у меня живет много родственников, которых я никогда не видел. Это очень интересный опыт, коллеги. Почти уверен, что путешествие подбросит новую тему для беседы и нам будет не скучно при следующей встрече. Искренне Ваш, Сергей Вильянов 1 (обратно к тексту) - И все-таки, по нашим оценкам, конкуренция Nvidia и ATI приносит плоды: после выхода ATI Radeon 8500 цены на GeForce3 поползли вниз - безымянные карты уже продаются по 300 долларов, сам Radeon 8500, не успев появиться, упал в цене с 400 до 360 долларов. - Прим. ред. 2 (обратно к тексту) - Полгода назад я находил в Интернете рецепт отключения этой защиты, но теперь след утерян. Может быть, кто-то из читателей помнит его? Обязательно поделитесь! |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|