На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Web-графика

Теория соотношений. Часть III

В познании Единства и Двоичности
И Мудрости как счастья Пустоты
Как Свет звезды, ко мне приходишь ты,
Мой милый Ангел, очень симпатичный...

ДВИЖЕНИЕ в композиции.

ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЙ. Движение - это способ существования. Способ жизни всего и вся. Покой - это исчезновение даже при факте наличия формы (и разжевывать не надо). Статика (стать) - это движение, осуществляемое особым способом.

Призовем на помощь теорию относительности - по своей сути являющуюся теорией "движения", изменения состояний. Само по себе движение может осуществляться несколькими способами - "ДВИЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ", "ДВИЖЕНИЕ В НЕДВИЖЕНИИ (перемещение)", "НЕДВИЖЕНИЕ В ДВИЖЕНИИ" (статика), НЕДВИЖЕНИЕ В НЕДВИЖЕНИИ (покой, исчезновение, пауза). Паузы в музыке - тоже музыка. Паузы в тексте (пробелы) - тоже часть текста. Откройте любую книгу и убедитесь визуально. К тому же эти пробелы делают сплошной поток информации более "читабельным", преобразуя монотонность потока информации в ритмичные импульсы, приемлимые для усвоения.

Итак, есть среда (формат), и это уже что-то, потому как уже есть объект для созерцания, познавания, осознания и отражения (см. 1 часть). Любым ДВИЖЕНИЕМ в среде является ИЗМЕНЕНИЕ ее состояния (ВОЗМУЩЕНИЕ, проявление Активности тем или иным способом).


И, разумеется, на это должна быть ПРИЧИНА (потому как есть СЛЕДСТВИЕ, след изменения среды). Мы можем видеть рябь на воде (причина - ветер), круги (упавший в воду камень). Даже колебания в принципе невидимого нами воздуха мы видим по визуальному искажению зданий (восходящие потоки) и реальному движению листьев деревьев этой средой. Мы же понимаем, что искривляются не здания, что это иллюзия, вызванная реальным движением воздушной среды. И мы опосредованно можем наблюдать ДВИЖЕНИЕ воздушной массы, ее УСТРЕМЛЕНИЕ в том или ином направлении или виде.


И по видимому нами следствию мы можем (при внимательном созерцании явления и здравом рассуждении) определить саму причину и присущие ей свойства. И чем больше различных следствий одной причины мы сможем узреть и осознать - тем точнее можем осознать причину. И при желании можно даже сформулировать это как ДВИЖЕНИЕ - ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЖДУ ПРИЧИНОЙ И СЛЕДСТВИЕМ. Что и есть ДЕЙСТВИЕ.

Виды движения.

Вид движения напрямую зависит от вызвавшей его причины. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ (перемена места), РАЗВИТИЕ (виток, разовый цикл), ЗАВИХРЕНИЕ (воздействие нескольких невзаимосвязанных причин на одну среду), ВРАЩЕНИЕ (вокруг определенной оси), РАСШИРЕНИЕ (экспансия), РАЗМЫТИЕ (растворение) и так далее. Виды движения зависят от УСЛОВИЙ среды, ее свойств, поскольку ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ В СРЕДЕ ВЫЗЫВАЕТ ВСТРЕЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ (что вкупе можно назвать ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ). И если это взаимодействие не обозначено в работе, или противоречит общей идее, то зритель будет получать неуравновешенный образ и подсознательно компенсировать его своими иллюзиями, противодействовать ими замыслу автора.

Несколько странный набор физических явлений в качестве примера движения объясняется просто - любое явление или идею художник выражает в двумерной плоскости статического визуального пространства (именно по этой причине и появляются различные кинематические художественные инсталляции, в большинстве своем имеющие начало в арт-среде и финиш в среде пространственного дизайна).


Зачем художникам и дизайнерам все это знать? Чтобы в гармонии (соответствии) со своим замыслом выражать необходимое состояние, чтобы точно определять причины нежелательных визуальных следствий в работе. Любое движение в работе не должно искажать статику работы в целом. Как пример - можно создать такую композицию с неуравновешенным движением масс, что она будет производить впечатление "криво висящей на стене". Или с "расползающимися в стороны углами". Неуравновешенность визуальных блоков в рекламе за счет нежелательных "движений" (неуравновешенность - это тоже вид движения) сплошь и рядом.
Чтобы сделать хорошо - нужен талант. Чтобы не сделать плохо - нужно понимание.

До сих пор мы говорили о движении в среде, и ничего не говорили о форме. В композиционном понимании термин "форма" означает скорее условия и способ выражения являения, чем границы объекта как таковые, то есть форма может присутствовать и у среды как таковой без наличия объекта. След - это и есть форма, обладающая свойствами и качествами, несколько иными, чем среда. Он может быть явным, стабильным, а может быть рассеянным, мерцающим, ускользающим.


И взаимодействие форм в материальном мире определяет качество движения. Столкновение (контакт) - взаимодействие плотных неизменяемых форм. Растворение - взаимопроникновение форм с созданием несколько иной, новой формы и нового состояния (нового движения).

Поскольку художники (а часто и дизайнеры) пользуются плоскостной средой для своей работы - им приходится движение выражать через опосредованные приемы и через визуальные иллюзии. Наиболее просты в осознании перспективные иллюзии, создающие движение вглубь. Это точки схода перспективных линий, уменьшение размера объекта в прямой связи с предполагаемым расстоянием, перекрытие одного предмета другим. Иногда (в пейзаже) используется прием "дымки" (воздушная перспектива).


 

Хороший прием для автора - использовать естественную психологию восприятия зрителя в определении свойств движения. Эти свойства давно уже не являются секретом ни для психологов, ни для художников. И их несложно познавать прямо в работе... достаточно некоторое время созерцать свой же труд и прислушаться к своим ощущениям. Светлое кажется ближе, темное - дальше. Теплое ближе, холодное - дальше... и так далее. Об этом мы уже писали ранее.

Но естественная психология основана на "естественном", привычном восприятии. И при количественном повторении появляется усыпляющая монотонность (скука)...

Как это выглядит в психологии восприятия? Взгляд принимает информацию, достаточно широкую по пикам, но скучную по монотонности повторения этих пиков. Типа АААААААА... или ШШШШШШ. При всем многообразии символов А и Ш общий поток информации однообразен и скучен. И при такой тоске мозг стремится переключиться на более интересное для него занятие. Не на много интереснее АаАаАаАа, и совсем неплохо ААаАааааАааАа.

А как это выглядит в композиции (организации пространства)? Точно так же. Большие пространства взгляд "пытается проскочить" очень быстро, что придает мозгу некоторое впечатление динамики движения, скорости. А на скоплении мелких, но разнообразных нюансированных деталей взгляд "тормозит", и старается усвоить каждое из них. В какой-то момент он устает от монотонности и либо "засыпает" (и нужна ре-анимация), либо внимание переключается на другой участок. Равномерный декор (типа паттернов на линолеуме) он даже и не пытается переводить в осознанный образ (при наличии более интересных объектов). А со "скуки и тоски" небытия сознания даже квадратик становится возбуждающим внимание объектом.

И потому каждый творец ищет свое, новое, уникальное. Через цвет, форму, движение, ассоциативность. В повторении чужих приемов нет ничего плохого, это познание. Но ТВОРЧЕСТВО может быть только через "явленное новое".

Основной движущей силой композиции является СМЕНА СОСТОЯНИЙ, способов и видов движения. Антиподом такой силы является МОНОТОННОСТЬ, размеренность. Монотонность может проявляться и в очень активном движении, и при отсутствии тембров (нюансов) такое движение может наскучить еще быстрее, чем статика (недвижение в движении). Можно бесконечно любоваться сменой пейзажей в железнодорожной поездке, и как быстро тянет спать или что-нить почитать в самолете.

Усыпляет даже монотонная смена сюжетных сцен в фильме (анимации). И для этого приходится использовать прием РЕ-АНИМАЦИИ путем кардинальной активизации внимания зрителя на произведении (взрыв, шок, экстрим), путем смены движения сюжета.

В музыке это явлено новыми инструментами, новыми звучаниями, и даже привычная вещь в ином исполнении может быть реанимирована до неузнаваемости (или угроблена окончательно). И если новый прием недостаточно нов, или слаб для своей задачи - то "пациент скорее мертв, чем жив". В изобразительных искусствах (и в дизайне) - это новые приемы и средства живописи и графики. Не случайно появление в нашем бытии импрессионизма, кубизма и прочих -измов. А в наше время и компьютерные средства. Клод Моне известен не как талантливый художник (в его времена талантов было не меньше, чем во все другие), а как Мастер, давший новый прием восприятия и отражения. Равно как и Матисс, и Пикассо, и многие другие. И та новизна каждого из этих Мастеров буквально взрывала границы существующих рамок "дозволенного" в приемах живописи, и также взрывала границы восприятия зрителей, расширяя их до непривычных пределов ранее непознанного внутри их мировосприятия.


В визуальной среде живописи такое разнообразие может быть достигнуто оригинальностью и уникальностью манеры художника (при сохранении общих композиционных свойств работы). Использование своей оригинальной системы цветового выражения, свойства мазков как средства многообразить большое пятно или увеличить динамику ритма... или наоборот, использование широких кистей и лаконичность цвета, обобщенность формы. Манера работы мастера - это язык, на котором он говорит. Не случайно в статье о движении звучат размышления о манере.

Мы говорим с разной скоростью (слов в минуту), с разной степенью образности и эмоциональности. Равно и пластика художественного языка живописи или графики отражает уникальность восприятия и многообразие мира (или не отражает...). Однообразие манеры художника в течение долгого периода говорит о его "недвижении". Однообразие художественной среды говорит об этом же, о застое (болоте) в этой среде.

И всколыхнуть такое может только очень новое, свежее, и в достаточно больших количествах. Собственно, такой вывод может являться принципом композиции ии организации любой среды.

Виктор Вязьминов
MrDeSign

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100