На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Консалтинг
Разделы в "Консалтинг":
IT-консалтингКонсалтинговые компанииКонсалтинговые технологииНезависимые консультантыАудитНалоги, бухучетЮридическая консультацияIT-консалтингУправленческий консалтингНовое в разделе "Консалтинг"
maxard.ru/ocenka/ofisa/

Консалтинг и право

Проблема соотнесения этих двух понятий «консалтинг» и «право» друг с другом требует, в первую очередь, уяснения каждого из них.

«Право» имеет несколько достаточно близких по смыслу и содержанию определений. Эта категория достаточно древняя и не требует особого переосмысления.

Право, в наиболее общепринятом и привычном определении, является совокупностью обязательных к исполнению и установленных государством норм и правил поведения.

Из этого следует не только то, что правовые нормы устанавливают рамки взаимоотношений, поведения людей и организаций, но и то (и это наиболее важно), что правовые нормы дают варианты поведения.

Сложнее с термином «консалтинг» (речь будет идти, в основном, об управленческом консалтинге). Для российской действительности это понятие довольно новое.

Более привычным является понятие «консультирование». Но под консультированием принято понимать процесс ответа на вопросы, поставленные неспециалистом специалисту. Причем разработка ответов производится по принципу «каков вопрос – таков ответ». То есть, если вопрос сформулирован как «можно ли?», то и ответ прозвучит как «можно» или «нельзя».

Именно по этой схеме работали и подразделения «научной организации труда», и юридические службы предприятий. Но вряд ли кто из читателей согласится с тем, что сотрудник консалтинговой фирмы позволит себе работать по приведенной выше схеме.

Консалтинг как профессиональное консультирование предполагает:

  • не разработку ответов на вопросы, а оказание помощи при решении проблем;
  • что, поскольку требуется решение проблемы, постольку помощь должна оказываться комплексная;
  • что, поскольку проблемы касаются управленческой системы, постольку и рекомендуемые решения должны носить системный характер.

Поэтому консалтинг можно охарактеризовать как помощь руководителям фирм в разработке комплексных и системных решений проблемы.

Безусловно, это далеко не полное определение, но именно эти характеристики нам необходимы для рассмотрения соотносимости права и консалтинга.

Юридический консалтинг в Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту отнесен к 8-му разделу «Специализированные услуги» (п.8.06). Вряд ли классификация услуг, примененная в этом справочнике, соответствует классической методологии, поскольку даже в самом 8-м разделе сгруппированы совершенно «разношерстные» виды услуг: обучающий консалтинг, консалтинг в государственном секторе, консалтинг по материально-техническому снабжению и т.д. Именно такая группировка характерна для западного прагматичного мышления, ведь в первых шести разделах справочника выделены консалтинговые услуги по основным видам управления (общее, администрирование, финансовое, кадры, маркетинг, производство), а в 7-ой и 8-ой разделы отнесено все оставшееся.

К сожалению, такая классификация, целиком и полностью перешедшая и в наши справочники, и в специальную литературу, способствует искаженному восприятию места и значения юридического консалтинга. У большинства консультантов по вопросам управления сложилось устойчивое мнение, что юридический консалтинг, если и существует как таковой, то носит очень узко специфичный характер по ограниченному кругу проблем, решаемых чисто юридическими методами. Иногда же бытует представление о том, что юристы вообще участвуют в организации управления только тогда, когда необходимо решать спор в суде.

Юридический консалтинг можно выделить в особый вид услуг только с большой натяжкой. Управление, как сфера деятельности, настолько сложно и разнообразно, что совершенно бесперспективно пытаться стать рафинированным специалистом-управленцем. Организационные, социологические, психологические, технические, информационно-коммуникационые, финансовые, экономические, юридические и многие другие аспекты управления настолько тесно связаны друг с другом, настолько являются определяюще-ограничивающими друг друга, что решать серьезную управленческую проблему без комплексного и системного учета, по крайней мере, большинства из них, просто невозможно. Так же, как и невозможно стать специалистом во всех этих областях.

Перечисленные аспекты консалтинга являются родовыми (более общими), а такие виды консалтинга, как 1.01 – определение эффективности системы управления, 1.02 – оценка бизнеса и т.д. – видовыми по отношению к родовым.

Поэтому выделять консалтинг юридический настолько же правильно и неправильно, как и консалтинг психологический, экономический, финансовый.

В чем же причины неправильного понимания значения юридического консалтинга у большинства консультантов-управленцев.

Во-первых, негативный опыт консультантов-управленцев, обратившихся за советом к юристам, адвокатам. Ни одному уважающему себя консультанту и в голову не придет, услышав вопрос или даже описание проблемы, давать рекомендации или советы без тщательного анализа. Но эти же консультанты обращаются к юристам в ожидании немедленного и однозначного ответа. Более того, проработав всесторонне свою проблему, они высыпают на юриста такую груду вопросов, в таких непривычных ракурсах и в таких специфических терминах, что у юриста отпадает всякая охота заниматься этими проблемами.

С другой стороны, далеко не все консультанты понимают, что юрист это еще не специальность. Количество отраслей права и специализаций в юриспруденции ни сколько не меньше, чем видов управленческих услуг, и обращаться следует к тем юристам, которые специализируются в вопросах управления и связанных с ним отраслях права. Благо количество таких юристов, хоть и медленно, но растет. В Москве создана целая коллегия адвокатов «Московский юридический центр», специализирующаяся на вопросах сопровождения предпринимательской деятельности.

Хочется надеяться, что на страницах этого журнала мы сможем прочитать рекомендации наших ведущих специалистов о методах подбора исполнителей консалтинговых проектов, приведения формулировок проблем и задач к унифицированным терминам, распределения усилий специалистов различных направлений при работе над комплексными проектами. И это может стать первым шагом к решению задачи вовлечения в работу юристов.

Во-вторых, еще в советские времена долго шли споры о том, является ли специальность 051310 «Управление в социальных и экономических системах» специальностью юридической. В результате эта научная специализация так и осталась редкостью. Поэтому юристов, достаточно близко знакомых с пробле- мами, да хотя бы с терминологией управления, слишком мало.

Но решение проблемы не в том, чтобы начинать фундаментальную подготовку юристов по этой специальности, а в том, чтобы действующих юристов грамотно привлекать к решению управленческих задач. И это проблема не самих юристов (они найдут применение своим силам и в традиционных отраслях – во всей России 29 тысяч адвокатов, а в Париже – 22 тысячи), это проблема консультантов-управленцев.

В-третьих, появление снобизма у некоторых консультантов, особенно получивших дипломы менеджеров. Почитание себя «чистыми» управленцами высокой квалификации, занимающимися столь экзотичной для советского общества областью знаний, а уж тем более получивших импортные дипломы, не может позволить им объективно оценить себя. Прогматичность большинства западных программ по менеджменту, дающая огромное количество готовых рецептов, теорий, течений и подходов, не способствует проникновению в сущность явлений, не дает методики и методологии анализа и синтеза.

А все это приводит к тому, что появляется самоуверенность, пренебрежение к параллельным аспектам организации управления, надежда на вековой опыт западного управления.

В управленческом консалтинге существуют три области применения юридических знаний.

Существуют некоторые проблемы управления, которые решаются юристами-консультантами самостоятельно и «чисто» правовыми методами: создание (учреждение) организаций и оформление их реструктуризации, разработка систем договоров, трудовые взаимоотношения с персоналом и т.д. Именно работа по этим направлениям и понимается многими как юридический консалтинг. Но, в действительности, это только незначительная часть юридического консалтинга.

К сожалению, многие консультанты-управленцы забывают об общефилософских проблемах свободы и детерминированности . Люди, хотят они того или нет, живут и действуют в рамках определенных правил. Весьма значительную долю в этих правилах занимают правовые нормы. Это особенно характерно для нашего, постсоветского общетва, в котором и по сию пору государственное регулирование всех сфер жизни переходит разумные границы. А, как мы уже отмечали, правовые нормы, дают не только рамки, но и варианты поведения. Выработка же вариантов поведения, вариантов решения задач и есть основное по объему содержание работы консультанта. Но как же можно найти оптимальное решение, если неизвестны возможные варианты?

Грустную картину представляют иногда усилия консультанта при решении задачи, связанной с правовой регламентацией. Знания законодательства, имеющиеся у консультанта, вполне достаточны для того, чтобы определить рамки возможного, но найти оптимальные способы неспециалисту просто невозможно.

Устаревшее трудовое законодательство не может нормально регулировать взаимоотношения руководства фирмы и персонала. Зато новое гражданское законодательство дает значительные возможности заключать договоры любого содержания. А налоговое законодательство еще пять лет назад практически стерло грани между гражданско-правовыми и трудовыми отношениями. Ни что не мешает сегодня заключать не трудовые договоры, а гражданско-правовые без ущемления пенсионных и социальных прав персонала. Но кто об этом знает?

Применение права в организации работы самих консультантов далеко не лишний элемент. Практика показывает, что принцип «сапожник без сапог» верен и для управленческого консалтинга. Если консультанты не сумели получить гонорар «предоплатой», то сколько времени и нервов тратится на окончательный расчет с заказчиком! Если консультант подключает к работе соисполнителей, то, как правило, теряет (в бездонной пропасти бюджета) от 5 до 50% гонорара, которые мог бы сохранить при грамотном выборе вида заключаемого с заказчиком до- говора. Не менее важное значение имеет заключаемый с клиентом договор и для установления правильных взаимоотношений между ним и консультантом. Клиент, осознающий «неотвратимость расплаты», с большим энтузиазмом включится в процесс решения проблемы, приложит максимум усилий для получения хорошего результата и внедрения его, а это – пролог дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

В.А. Аминов
Журнал "Консалтинг"

Другие разделы
Компании
Консультанты
Аудит
Налоги, бухучет
Юридическая консультация
IT-консалтинг
Управленческий консалтинг
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100