![]() |
Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
||
![]() ![]() |
Как продать свою технологическую компанию без сожалений (Часть 1)В этой статье изложено наше мнение по поводу десяти наиболее распространенных и дорогостоящих ошибок совершаемых бизнесменами при продаже своих компаний: Ошибка 1. Продажа с торгов для увеличения ликвидности и уступка контроля над компанией, прежде чем рассмотрены все остальные возможности Компания может быть продана по заниженной цене, просто потому что хозяин компании был слишком сильно озабочен достижением ликвидности. Довольно часто, первоначальное желание "продать бизнес" отражает беспокойство продающих акционеров по поводу того, что все их вклады связаны с одним делом. Если это сомнение является основной причиной продажи, собственник должен рассмотреть вариант с выкупом контрольного пакета акций компании ее управляющими и служащими, или с первичным публичным предложением акций(IPO), который создаст ликвидность для части инвестиций акционеров, и позволит им получать прибыль от развития основного бизнеса. На рынке технологий существует масса примеров, когда стоимость акций на открытом рынке (при публичном выпуске) намного превышает стоимость всей компании при закрытой продаже акций ограниченному кругу лиц. Рассматривая альтернативы "распродаже", компания и ее консультанты должны учитывать проблему контроля. "Контроль" имеет различный смысл для разных акционеров, продающих свои акции. Проблема контроля должна быть проанализирована, чтобы установить к какой из степеней контроля, начиная с повседневных операций и заканчивая принятием стратегических решений, контролем финансовых потоков и распределением прибыли, то есть возможностью осуществлять полный контроль над деятельностью компании, стремятся продавцы. Ошибка 2. Отсутствие последовательного плана значительно снижает максимальную цену продажи. Частой проблемой в частном технологическом бизнесе, является отсутствие преемственности управления. Это происходит или по причине отсутствия квалифицированных управляющих, или потому что не находится подходящих членов семьи, желающих взять на себя управление. Итог один - отсутствие подготовленного к лидерству следующего поколения и, следовательно, отсутствие преемственности. Эта слабость обязательно скажется на потенциале компании при первичном публичном предложения акций на открытом рынке или при выкупе контрольного пакета акций компании ее управляющими и служащими, так как андеррайтеры и институциональные инвесторы отдают себе полный отчет в необходимости строгой преемственности в управлении. По этой причине очень важно ценить команду управляющих и иметь в запасе резервный вариант еще за несколько лет до того как эта проблема станет неразрешимой, в противном случае, все те возможности, которые могли бы обеспечивать высочайшую прибыль для акционеров, могут позже исчезнуть. Ошибка 3. Решение о продаже, основанное на неполноценной или неточной информации. Довольно часто, решение о продаже возникает после разговора с конкурентом или с хорошо осведомленным в данной отрасли человеком, который рассказал одному из акционеров о цене, полученной за продажу схожей компании. Без должной проверки эта, возможно неверная, информация породит целый комплекс проблем, связанных с правильной оценкой стоимости компании. Без подтвержденной информации разумное решение о возможной продаже компании не может быть сделано. Как бы то ни было, во многих ситуациях неточная информация о рыночных сделках заставляет владельцев компаний принимать неоптимальные решения о продаже и соглашаться на цену, которая ниже честной рыночной оценки. Прежде чем любое окончательное решение будет принято владельцем, первыми шагами компании и ее консультантов должны быть тщательная оценка данной цены и структуры сделки, по результатам которой эта цена была определена. Должно быть проведено сравнение проданной компании и компании владельца, также как и оценка возможности такого же образа действий (провела ли проданная компания первичное публичное предложение акций, либо продала контрольный пакет акций своим управляющим и служащим и т.д.)
Андрей Рязанцев |
|
![]() |
![]() |
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |