На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок
Разделы в "Рынок":
Компании РунетаТуризмКомпанииЭлектронное правоAmazon, eBay и YahooТенденции и цифрыНовое в разделе "Рынок"

Internet c@fe - бизнес или стиль жизни?

Что такое Интернет-кафе (или кибер-кафе) хорошо известно: обычное кафе плюс несколько компьютеров, подключенных к Интернет. За чашкой чая-кофе или более крепкого напитка посетители имеют возможность отправить электронную почту, побродить на просторах всемирной Сети, скопировать выуженную оттуда информацию на флоппи-диск или распечатать ее на принтере, сыграть в любимую игру. Мужчины обычно ищут в Интернет хорошую работу, а женщины – мужчин, которые эту работу уже нашли. Бережливые иностранцы посылают на родину электронные письма, экономя на междугородных переговорах, а студенты находят прелесть в тусовочной интернет-среде. Некоторые приходят оценить возможности Сети и, может быть, в ближайшем будущем подключиться к ней у себя дома. Крупнейшие мировые компании создают Интернет-кафе, надеясь на повышение эффективности своего бизнеса.

Считается, что первое в мире Интернет-кафе Cyberia (www.cyberiacafe.net) создано в 1994 году в Лондоне. За последние годы кибер-кафе с таким названием появились во многих европейских странах.

Идея франчайзинга была подхвачена и в России. Так, по проекту издательского дома "Компьютерра" (www.computerra.ru) предполагается создать общероссийскую франчайзинговую систему Интернет-кафе "Компьютерра". Кафе-участникам требуется приобрести необходимое оборудование и со второго месяца после заключения договора ежемесячно выплачивать издательскому дому некоторую сумму. За это "Компьютерра" "предоставляет право на использование своей торговой марки и обеспечивает рекламную и маркетинговую поддержку проекта". В перспективе планируется "привести интерьеры кафе к единому стилю и обеспечить единый спектр оказываемых в них услуг: печать и сканирование, верстка документов, компьютерная библиотека, возможность заказа покупок через Интернет с доставкой в кафе..."

Первое российское Интернет-кафе было создано в "северной столице" на базе ресторана "Тетрис" (www.netcafe.spb.ru) в конце 1995 года; несколько позже кибер-кафе появились в Москве и других крупных российских городах. "Эпидемию" Интернет-кафе на некоторое время замедлил печальный августовский кризис 1998 года, но теперь, похоже, все опять стало на свои места. Известны примеры открытия новых кафе как в Москве (например, Интернет-кафе "Новая почта" (www.newmail.ru) – проект провайдера ORC), так и в далекой Сибири (см. ниже).

Далеко не полные списки кибер-кафе по России и частично по странам ближнего зарубежья (www.cross.ru/net/internet-cafe/index.htm) и (www.netcafe.spb.ru/interkafe.htm) дают, тем не менее, какое-то представление о масштабах этого бизнеса: они есть практически в каждом крупном городе. Данные о 16-ти российских Интернет-кафе представлены также в онлайновом справочнике Internet Cafe Guide. Но, похоже, иностранцы опять нас недооценивают: по их данным на 13 апреля 1999 года, например, Красноярское Интернет-кафе "Webbie" – единственное в Сибири, хотя известно, что в этом регионе таких заведений существенно больше. Кибер-кафе открыты в Томске (netcafe.tomsk.ru), Новосибирске (www.defis.nsk.su), Иркутске (www.38net.ru), Тюмени (www.netclub.rass.ru), Благовещенске (www.amursu.ru/ic) и Магадане (www.arbuz.ru).

Организовать Интернет-кафе несложно. Для этого необходимо получить две лицензии на предоставление услуг передачи данных и на предоставление услуг телематических служб, купить или арендовать помещение, приобрести и установить необходимое оборудование (компьютеры, принтер, сканер, камеру для видео-конференций, выделенный канал не менее 64Kb), нанять сотрудников, оборудовать бар. Остается провести рекламную кампанию и ждать клиентов.

В мире

Примерное представление о распределении Интернет-кафе и других общественных точек доступа в Интернет по странам и регионам мира дает онлайновый справочник Internet Cafe Guide, в котором аккумулируется периодически обновляемая информация о 4000 точках доступа в Сеть из 130 стран (2800 из этих узлов доступа к WWW являются Интернет-кафе). Мировым лидером по количеству Интернет-кафе, как и следовало ожидать, являются США, где находится 385 таких заведений. В Европе по количеству кибер-кафе лидирует их родина Объединенное Королевство (208); далее следуют Германия (147) и Италия (146). В Южной и Цетральной Америке (включая страны Карибского бассейна) находится 184 кибер-кафе, в Африке - 108, в Азии - 376, Австралии - 109, на Среднем Востоке - 55, в Японии - 106. При желании Интернет-кафе можно отыскать и в ново-зеландском городе Крайстчерче (Christchurch), и в отдаленной итальянской горной деревушке Верназза (Vernazza) с пятьюстами жителями и отсутствием автомобильных дорог.

"Get connected anywhere!" – "На связи – везде!" – так рекламируют "бумажный вариант" Internet Cafe Guide, который путешественникам советуют возить с собой вместо ноутбука с мобильной связью. Этот справочник Интернет-кафе призван помочь им найти ближайший узел доступа в Сеть практически в любой точке мира: в 2,000 кибер-кафе из 113 стран, от Шри-Ланка и Южной Африки до Непала и Мексики и, конечно, в любом штате США.

Подобные идеи "роуминга" Интернет-кафе появляются и в России. С этой целью, например, упомянутое выше кибер-кафе "Тетрис" призывает всех коллег на территории бывшего СССР объединиться в общую сеть кафе. Клиентов предполагается информировать о местоположении этих кафе в различных городах; разрабатывается также механизм взаимных скидок. Пока же, по имеющейся на сайте информации, таких заведений немного: "Остров Формоза" (г. Москва), "Стелс" (г.Тверь) и "Интернет-кафе" (г. Днепропетровск).

На родине Интернет-кафе в Великобритании эти заведения хорошо интегрированы в электронный бизнес. По информации ABCnews.go.com одна из крупнейших и процветающих лондонских авиакомпаний EasyJet порядка 60% билетов продает в онлайне. Отчасти, благодаря Интернет-кафе этой авиакомпании, например, удалось в течении только одной недели (с 10 по 16 января) реализовать через Сеть рекордное число авиабилетов - 84566. Созданное компанией лондонское Интернет-кафе Victoria посещают до 7000 (!) человек в день. Воодушевленная этими успехами, EasyJet в ближайшее время планирует открыть еще несколько кибер-кафе в других городах Великобритании, а также в Париже, Барселоне, Амстердаме и Роттердаме. Другие перспективы – открытие Web-сайта онлайновой торговли Easy.com и Интернет-банка "easyMoney" с привлекательными процентными ставками.

Не секрет, что не везде создание Интернет-кафе и других общественных мест доступа в Сеть встречает понимание местных властей. Так, например, не повезло малазийским завсегдатаям кибер-кафе: в начале прошлого года правительство Малайзии приняло закон, согласно которому все Интернет-кафе в этом государстве под угрозой лишения лицензии должны регистрировать своих посетителей, данные о которых поступают в полицию и спецслужбы. Согласно заявлению официальных лиц, эта мера предотвратит распространение "потенциально опасной лживой информации" о стране через Интернет. (Источник: www.computerra.ru)

Далеко не благосклонно относятся к свободному доступу граждан в Интернет и китайские власти. По информации ABCnews.go.com в прошлом году по инициативе властей были закрыты почти все Интернет-кафе в Шанхае и Пекине. Правительство Китая расценило свои действия как попытку воспрепятствовать доступу граждан к порнографическим Web-сайтам. Уцелевшие кибер-кафе обязаны подробно отчитываться о своей деятельности, включая предоставление по первому требованию данных о всех веб-серферах, которые использовали Интернет.

Однако за примерами далеко ходить не надо. "Русским Web-серферам, к примеру из московского Интернет-кафе Chevignon, Сеть уже не покажется такой дружелюбной средой, в том случае, если органы госбезопасности настоят на своем", – писал 11 июня прошлого года Кристофер Гамильтон (Christopher Hamilton) специально для ABCNEWS.com, имея в виду пресловутый СОРМ-2.

Формы бизнеса и перспективы

Узлы доступа в Интернет все чаще появляются не только в кафе, но и других людных местах. Не редкость, когда люди могут "зайти" в Сеть в игровых клубах, магазинах компьютерной техники, гостиницах, автостоянках, авиапортах и т.д.

Бесплатный доступ в Интернет могут предоставлять структуры, где основной оборот связан с другими видами деятельности. Идеология таких заведений, имеющих доступ в Интернет, построена на простом расчете: если клиент выложил за номер в гостинице или хороший ужин в ресторане круглую сумму, то можно не мелочиться и предоставить ему Интернет и бесплатно (в пределах разумного времени, конечно!). Здесь можно назвать, к примеру, турецкий отель "Спектра", где вы можете совмещать путешествие в Паутине со стаканом кампари с апельсиновым соком, морепродуктами, бифштексом и прочими "вкусностями".

Часто Интернет-кафе создаются при магазинах и фирмах, торгующих компьютерной техникой. Посетители могут получать здесь информацию об интересующем их товаре, как из уст продавца-консультанта, так и через Всемирную Паутину. Не редкость, когда в кибер-кафе помимо Интернет можно на хорошей технике наслаждаться и современными играми.

Так, Интернет-кафе "Остров Формоза", похоже, является пристанищем игровых фанатов: сайт наполнен информацией о кубковых турнирах по Quake.

Одна из перспектив кибер-кафе – переход от общедоступной к клубной системе (при наличии достаточного числа постоянных клиентов). К этому стремится, например, открывшееся осенью прошлого года Интернет-кафе "Новая почта".

Некоторые кафе уже изначально были рассчитаны на определенный контингент посетителей. Московское арт-Интернет-кафе "Скрин", например, притягивает в свои стены художников и музыкантов и просто почитателей их творчества, а в Интернет-салоне "Агмар" ждут фанатов компьютерных игр.

Интернет-провайдеры, создавая собственные кибер-кафе, часто рассчитывают увеличить число своих клиентов. Правда, нет никакой гарантии, что эти клиенты не предпочтут другого, более привлекательного на их взгляд поставщика услуг Интернет.

Цены за использование Сети в российских кафе обычно в 2-3 раза выше, чем у провайдера – кибер-кафе не являются благотворительными организациями и им нужно окупать затраты и получать прибыль. Тарифы начинаются обычно от 30-40 руб. за час работы в Интернете без инструктора; по мере увеличения времени работы обычно действуют скидки. Как правило, отдельно нужно платить за электронную почту, распечатку на принтере, запись на дискету и сканирование, помощь специалиста и т.д.

Хотя встречаются и исключения. Например, в Интернет-кафе в компьютерном салоне "Виртуальный мир" при фирме "Партия" доступ в Сеть предоставляется бесплатно.

В регионах Интернет-кафе имеют некоторые особенности. Прежде всего, зарабатывание денег только на доступе в Интернет проблематично из-за небольшого числа посетителей (платежеспособность населения гораздо ниже, чем в Москве и Петербурге). Поэтому, например, Интернет-кафе "Арбуз", что в Магадане, одновременно является студией Web-дизайна и агентством новостей.

Зачем кафе, если есть кухня Недостатки Интернета в кафе по сравнению с домашним пользованием Сетью – необходимость добираться туда "физически", относительно высокие цены на Интернет, возможные очереди на свободный компьютер и ограничение времени работы в ночное время и праздничные дни, компенсируются, как правило, хорошим качеством связи (выделенная линия не каждому по карману). Они рассчитаны и на тех посетителей, которые находятся вдали от дома или офиса, и для которых Интернет уже стал неотъемлемой частью их бытия.

– Зачем нужны Интернет-кафе, если можно работать в Сети и дома?
– А зачем тогда нужны рестораны и бары, если продукты и напитки можно купить в магазине и приготовить на кухне? – вот типичный ответ на типичный вопрос.

Вообще, как считает владелец Millennium Cafe Кристофер Франконис (Christopher Franconis) из Портланда (США), Интернет-кафе – это больше, чем просто бизнес; в некотором смысле это – стиль жизни. "Понимая очевидные параллели между историей кафе и Интернета, мы стремимся соединить их воедино: среда кафе будет использоваться для общения и расширения культуры киберпространства, а среда киберпространства – для содействия и распространения культуры сообществ кафе", – писал он в своем манифесте.

Виталий Солонин

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100