Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Порталы. Единство и многообразиеИз всех определений портала, данных словарем уважаемого С.И. Ожегова, сетевому порталу, на мой взгляд, больше всего соответствует вовсе не архитектурное ("П. - оформленный вход в здание"), а … театральное. Все сходится: портал - рама, отделяющая театральную сцену от зрительного зала. Есть пользователь-зритель, жаждущий испытать катарсис и информационное насыщение и сеть-театр, в недрах которого силами десятков сотен и тысяч специалистов режиссируется встреча с Прекрасным. Недавний отчет бельгийской группы USWeb/CSK прослеживает эволюцию порталов от поисковых машин и каталогов до самостоятельных, плотно упакованных, насыщенных информацией и самодостаточных сайтов. Поисковые машины стали первыми отправными пунктами для новых пользователей. По мере роста "паутины" рос и объем трафика на поисковых машинах. Не прилагая особых усилий, они стали естественными воротами в Интернет. Когда западные поисковые системы вошли во вкус, то есть в роль "главных ворот", генеральной репликой всего текста этой роли стали простые и такие милые слуху русского эстета слова "Чего изволите?". (Некоторые исследователи проблемы порталов, кстати, приводят в качестве примера, иллюстрирующего превосходство отечественной "театральной" системы над "ихней", давным-давно появившегося на главной странице Н.Ж.М.Д. у Артемия Лебедева смешного лакея со словами "В какой кодировке, барин, подавать прикажете?"). В отличие от науки "подавать", история самих порталов насчитывает от силы пару лет. И тех самых пор основные их функции существенных изменений не претерпели: упрощение поиска данных, общение, новости и торговля. Нечто вроде сельского магазинчика, где можно прикупить разом и банку селедки, и носки, и черенок для лопаты, а заодно и узнать у продавщицы тети Мани свежие котировки на биржах Урюпинска. Основная идея портала: человек пришел и никуда не уходит, а значит, есть возможность зарабатывать на платных услугах и рекламных кампаниях. Однако, при относительной определенности функций точного определения (пардон за каламбур) для порталов пока не существует. Разве только аналогия с вешалкой, которой должен начинаться каждый уважающий себя театр. Зато популярны термины "вертикальный портал" (или "вортал"), обозначающий сервер, собирающий основные ссылки, связанные с отраслью или конкретной проблемой, и "специализированный портал" (типа Yahoo! или Altavista), занимающийся поиском. Насколько иногда бывает узка или, наоборот, широка эта самая "специализация", можно судить по факту приобретения Yahoo! крупнейшего сетевого сообщества Geocities в январе 1999 года. Уже в начале марта Tim Koogle, исполнительный директор Yahoo! Inc., объявил, что на Yahoo! теперь заходят до 60% населения Сети. И все ищут?! Лучшим порталом на момент поиска лучшего определения для порталов (парадокс!) в 1998 году признавался Excite. Здесь сразу и задаром можно получить почту, чат, прогноз погоды для указанного вами района и прочие радости. В разделах "Новости", "Спорт", "Финансы", "Гороскоп", "Покупки" есть возможность редактирования и выбора из обширного списка нужных именно вам конкретных подразделов. Возможности индивидуальной настройки отлично проработаны в Yahoo! (My Yahoo!): думаю, что если Вам придет в голову ежеутренне интересоваться ростом поголовья скота в Айове, то здесь найдется и такая информация. На другом известном портале Netscape реализована еще одна полезная идея - если пользователя интересует деловая информация, он работает с бизнес-решениями портала, если настроен на отдых - с развлекательными. Согласно преданиям первые "портальные войны" велись, в основном, между Yahoo!, Netscape и AOL. Потом "боевые действия" развернули Lycos, Infoseek и CNet c ее сайтом Snap!. В 1998 году спохватилась AltaVista.… Началось развитие тематических порталов, появились Информационные Порталы Предприятий (Enterprise Information Portal - EIP). Кстати, экономически порталы компаний не конкурируют с сетевыми - такое положение дел связано с тем, что созданием собственных порталов пока озаботились только такие гиганты, как, например, Coca-Cola и Nike. Согласно исследованиям инвестиционной компании Merryl Linch в 1998 году EIP принесли $4,4 миллиарда, и, как ожидается, в 2002 году объем рынка составит $14,8 миллиарда. Как после этого отказать порталу в статусе маркетингового понятия?! Впрочем, ложка дегтя в бочке меда - отнюдь не патентованная русская реальность. В 1999 году в Штатах заговорили о том, что после периода пышного цветения популярность порталов стала падать. Аналитики объясняют это по-разному, но все сходятся в одном: по мере того, как пользователи приобретают сетевой опыт, они все меньше нуждаются в помощи со стороны порталов. К чему тратить время (а оно, как известно - деньги!) на преодоление преград, когда можно зайти прямо на нужный сайт. Онлайновые электронные торговцы испытывают все большее разочарование в отдаче от использования в деле "территорий" порталов, что, естественно, хорошей новостью для порталов можно назвать с большой натяжкой. Оптимисты-американцы решили сор из избы не выносить, а немедленно заняться дополнительной "портализацией" старушки Европы. В упомянутом в самом начале отчете бельгийской группы USWeb/CSK обсуждается и тенденция "к географической специализации в европейском контексте", а именно борьба между местными порталами/ворталами и порталами/ворталами, "импортированными" из США. В этом плане ситуацию с порталами в России можно назвать более чем благополучной. Разумеется, пока исключительно по причине безраздельного царствования "великого и могучего". В остальном все складывается по старинному русскому правилу "мы пойдем другим путем". Кстати, никто не утверждает, что путь этот ведет "не туда". Просто иногда под маркой "портал" инвестору представляется нечто, к порталам отношения не имеющее. Зато слово какое красивое! Но "портализация" в России набирает ход и российские ресурсы, претендующие на звание порталов, заявляют о себе более чем решительно. А скромность во все времена в нашей стране считалась качеством совершенно никчемным. На прошедшем в конце сентября 1999 года в Москве семинаре РОЦИТ "Российские веб-порталы - тенденции и перспективы" и то, и другое (см. название семинара) оценивалось весьма оптимистично. В качестве примеров приводились Rambler, @Rus, КМ, Ау!, другие проекты (к слову, исключительно с московской "пропиской"). Большинством российских порталосозидателей в качестве образца был выбран супермаркет, который прижился на наших просторах на удивление удачно, пустил корешки и приучил искать еду и аксессуары для гигиенически полноценного с ней расставания в одном торговом зале. Российские порталы, в силу своей географической и этнической специфики, американских "монстров" побивают одной левой. В смысле - кнопкой. И найти зарубежный аналог, например, Rambler\'у действительно трудно: набор велик. Rambler возник в октябре 1996 года в виде поисковой системы. На "старте" он содержал всего 100 тысяч документов, сегодня их около 7 миллионов. В марте 1997 года была запущена рейтинговая система Top100, в том же году началось сотрудничество с различными фирмами, в результате чего Rambler обзавелся массой полезных ресурсов. Легенды гласят, что исследование Gallup Media оценили поисковик выше, чем AltaVista. Рекламных денег (а это десятки тысяч - жаль, не уточняется, чего именно) хватает на содержание всего штата. Кстати, о деньгах. В российский проект Апорт за половину прошлого года было инвестировано более $1 миллиона, крупные вливания были сделаны в @Rus. Ожидается, что в России в самом ближайшем будущем будет предложена методология финансирования проектов такого уровня. "Кирилл и Мефодий" уже претендуют на звание мультипортала: центральная часть - это событийно-новостная лента, слева "КМ-портал", откуда можно попасть в разделы путешествий или спорта. Каждый из порталов планируется сделать вертикальным. Яndex видит свое развитие как портала только в сотрудничестве с тематическими серверами, уже существуют узкоспециализированные порталы - такие как Спорт.Ру, Лента.Ру. На выводы западных аналитиков о том, что "в России порталов нет", наверное, надо отвечать гордым молчанием и не менее гордым продолжением изысканий на этой благодатной почве. В конце концов, то есть в заключении, есть смысл еще раз вспомнить одно из определений портала, приведенное в самом начале - театральное. И чем больше будет продано программок, тем лучше зритель "въедет" в суть представления. Занавес! Литература:
http://www.rocit.ru/seminars/st99-09.htm
Лилия Алиева |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|