Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
От поддержки станет всем светлейСовковые времена успешно теряются в недавнем прошлом, внуки спрашивают у дедушек: кто такой Ильич, а на смену морально устаревшему лозунгу продавщиц: "вас много, а я одна", прочно утвердилась безапелляционная формула "клиент всегда прав". Являясь потребителем разнообразных товаров и услуг нельзя не отметить, как изменилось отношение к клиенту за последние пять-десять лет. Декларируется и обосновывается современный подход к бизнесу: выгоднее сохранить клиента, чем привлечь нового. Проводимые социологические исследования компаний наглядно демонстрируют тот факт, что почти в половине случаев клиент уходит к конкуренту по причинам, не связанным напрямую с качеством продаваемого товара или услуги. Вывод: успех бизнеса обеспечивает правильный сервис. Дело за малым: понять, что это такое и претворить в жизнь (если вы бизнесмен) или же – воспользоваться (если вы покупатель, безоговорочно обладающий правом выбора). Большинство компаний, не заостряя вопрос на степени своей "моральной задолженности" перед клиентами, норовит развесить широкими лозунгами по стенам свое кредо: "мы с вами, мы для вас". На деле же столкнуться с плохим или просто ужасным по своему качеству сервисом можно и в самом продвинутом на первый взгляд бизнесе. Почему? Причин несколько, но основная из них та, что хороший сервис строится долго и упорно и, несмотря на демонстрируемую готовность, на практике большинство компаний еще не доросли до достойной его реализации. То есть, говоря "простым" языком менеджмента: несмотря на повсеместно заявленную клиентоориентированность, в нашей стране превалирует банальная товароориентированность бизнеса. Чтобы что-то в этом изменить необходимо как желание и умение компаний реально идти на встречу клиентам, так желание и умение клиентов быть Клиентами с большой буквы. Что есть хорошо?"Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха...": что такое хороший, а что такое плохой сервис? Несмотря на кажущуюся очевидность различий, на практике разобраться порой бывает нелегко. Однако время, как говорится, требует: сейчас постепенно внедряются целые системы правильного обращения с клиентами, нормой стала CRM (customer relationship management - управление взаимодействием с заказчиками). Подобная система, как ей и положено, упорядочивает наши представления о сервисе. До какой степени? До таких четких критериев как:
Самое грустное во всем этом то, что, за редким исключением, клиент с первого взгляда никогда не поймет, насколько компания, с которой он столкнулся, отвечает всем перечисленным требованиям. Как же разобраться, где вам будет хорошо, а где - плохо? С одной стороны, можно прислушаться к рекомендациям и мнению других клиентов. С другой – обратить внимание на такие детали как: оценка продукции независимыми экспертами (например, на международных выставках), антирекламная информация в СМИ "от конкурентов" и собственно информация со стороны фирмы о том, как она строит свои отношения с клиентами. С третьей – дочитать предлагаемый Вашему вниманию текст. Так как вы пользуетесь товарами и услугами, значит вы априори чей-то клиент. Вы можете покупать материальные вещи, можете приобретать услуги, информацию и даже время (для прокрутки вашего рекламного ролика на ТВ или баннера на популярном сайте). Это значит, что кроме общих перечисленных требований, которые вы можете предъявлять как клиент, вы должны учитывать и специфику того, что вы покупаете. Основным же критерием должно стать ваше четкое понимание того, насколько, по сути, вы попадаете в зависимость от компании, с которой имеете дело, и насколько она будет способна (расположена) решать возникающие у вас в дальнейшем проблемы. Таким образом, правильный сервис, несмотря на ряд общих характеристик, определяется индивидуально в случае каждой отдельно взятой компании. В качестве же дефиниции мы выведем простую и действенную формулу: "Правильный сервис формируется комплексом действий, объединенных одной целью – достижением удовлетворенности клиента в результате взаимодействия с вашей компанией". Чтобы не быть голословными, попробуем проиллюстрировать это положение, опираясь на работу реально существующих компаний, работающих в достаточно разных сферах IT-бизнеса, однако хорошо известных пользователям Рунета. "Все, касающееся качества, начинается с потребителя и кончается им же" Что сегодня? плазменные телевизоры, CD, MD, DVD плееры, стиральные машинки, которые выдают вам сухие и глаженые рубашки. Вся техника сложная, даже "излишне" навороченная, разобраться в ней потребителю часто не под силу, а уж если сломается... Если у вас сломался такой "навороченный" агрегат, то "как карта ляжет" - или вам быстро и безропотно все починят или прогонят через все круги ада и докажут, что вы в стиральной машинке варили борщ, а, следовательно, в поломке сами и виноваты. Как следствие, часто в глазах потребителя правильный сервис при покупке подобного рода товаров сопряжен с безболезненным гарантийным обслуживанием. На самом деле это только одна из многих сторон коллекции медалей. Каждая производственная (поставляющая на рынок продукт) компания характеризуется особенностями, которые в равной степени (при правильном подходе) могут в итоге оставить у вас чувство постоянного комфорта от осознания того, что вы – Клиент или, напротив, (при неправильном подходе) существенно и надолго отравить вам жизнь. Итак, на что стоит обратить внимание, если вы имеете дело с такой компанией. В качестве примера образцового (то есть охватывающего все возможные стороны) обслуживания клиентов мы выбрали производителя отечественной hi-tech продукции - компанию iRU (ноутбуки и аксессуары). Данная компания огромное внимание уделяет именно качеству сервиса и имеет сертификат по менеджменту компании ISO, постулирующий "Все, касающееся качества, начинается с потребителя и кончается им же". Все касающееся качества продукции данной компании начинается с многоступенчатой автоматизированной системы контроля и тестирования продукции. Далее клиента ждет собственно Сервис. ИТАК, ВЫ УЖЕ КЛИЕНТ. СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ КЛИЕНТОВ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Таким образом, правильный сервис любой производственной компании должен начинаться с качества продукции и... никогда не кончаться при дальнейшей работе с клиентами. Итак, что вам может предложить Компания-производитель ноутбуков (телевизоров, холодильников, самолетов) вы уже поняли. Гораздо запутаннее обстоит дело с компаниями, которые работают на рынке IT-услуг, к примеру, как в нашем случае, занимаются Интернет-маркетингом. Система поддержки, как гарантия вашего спокойствияSEO (Search Engines Optimization) сервис услуга на нашем рынке достаточно новая и с каждым днем все более востребованная. Определяется это тем фактом, что Интернет все глубже вторгается в нашу жизнь. Принято считать, что Интернет, в отличие от всяческих вещательных медиа, является интерактивной средой, средством массовой коммуникации. Однако на практике, чтобы любой веб-проект справлялся с возложенными на него обязанностями (ведение бизнеса, координация общения и многое другое), надо привести его в соответствие законам, действующим на территории всемирной Сети. На решение данной задачи и направлена деятельность многочисленных в настоящее время компаний, занимающихся оптимизацией веб-проектов. По своей сути любая оптимизация состоит в достижении замечательного баланса между вашим сайтом, поисковыми системами и посетителями, которые могут стать или не стать вашими клиентами. Вы также можете стать или не стать клиентом компании, которая возьмется расставить указанный выше баланс сил, а следовательно, решить достаточно сложную и нетривиальную задачу, в которой вы сами не сильно разбираетесь, однако от решения которой в значительной степени зависит ваш успех в виртуальном мире. В отличие от предыдущего примера здесь вы, как клиент, не всегда даже способны сообразить, что именно потребовать и как оценить деятельность компании. Процесс оптимизации достаточно растянут во времени, и вы можете немало потерять, прежде чем поймете свою ошибку. То есть, если ваш ноутбук не работает, вы увидите это сразу, а брак оптимизации...увы. Кроме того, услугу нельзя обменять по гарантийному талону. Вот и получается, что многие компании, чья деятельность связана с Интернетом (не только с веб-оптимизацией), ориентированы на сбор сливок с массового потребителя, а значит, шансов встретить хороший сопутствующий сервис у вас очень мало. Что же в такой ситуации даст вам гарантию качества? Репутация, рекомендации других клиентов и, опять же, изучение компании с точки зрения того, что она может предложить вам помимо основной предоставляемой услуги. Для того, чтобы понять, как в таком случае должен выглядеть правильный сервис, рассмотрим деятельность одной из ведущих компаний на рынке SEO-услуг. NetPromoter не только занимается разработкой программного обеспечения в сфере Интернет-маркетинга (в отличие от подавляющего большинства своих конкурентов), данная компания также известна замечательно действенной схемой работы с собственными клиентами. ЗНАКОМСТВО. ЧЕГО ВЫ ДОСТОЙНЫ? ПРОГРАММЫ И СОПУТСТВУЮЩИЙ СЕРВИС В ОДНОМ ПАКЕТЕ. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА. ТАНДЕМ ПОСТАВЩИК-ПОКУПАТЕЛЬ. Таким образом, если компания, специализирующаяся на предоставлении услуг, грамотно подойдет к решению проблемы клиентоориентированности, то она не только станет весьма привлекательной для клиента, но и сможет извлечь из общения с ним много полезного для дальнейшего совершенствования собственного сервиса. Остается только надеяться, что подобный подход, пока еще диковинный в России, будет развиваться как наиболее выгодный для компаний в высоко конкурентных рыночных условиях. На мой взгляд, ко всему вышесказанному следует добавить только маленькое резюме: правильный сервис стоит рассматривать как искусство, которым должна овладеть каждая уважающая себя компания. Это процесс неотвратимый – по мере насыщения рынка сначала поднимается качество предоставляемых продукта или услуги до востребованного уровня, а затем конкуренция идет практически на уровне предоставляемых сервисов. Это аксиома любой рыночной экономики, к которой мы так уверенно шагаем. С другой стороны, каждый уважающий себя клиент должен всячески поощрять подобные начинания, иначе все рекламации останутся только в виде ни к чему не обязывающих лозунгов "мы работаем для вас", а это мы уже "кушали".
|
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|