На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Электронное право

Сайт - иное СМИ: коллизии права


Дискуссионным является вопрос об отнесении сетевых информационных ресурсов к разновидности средств массовой информации (далее - СМИ). Согласно статье 24 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" правила, установленные данным законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Таким образом, законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлены правила, позволяющие распространить его положения на информационный сетевой ресурс.

Исследователем Терещенко Л.К. выявлены пробелы законодательства при распространении положений о средствах массовой информации на сетевой информационный ресурс, невозможность применения в этой ситуации ряда норм. Так, не определено понятие периодичности распространения массовой информации и тиража издания применительно к сетевым информационным ресурсам.

По сути, распространение на сообщения, периодически передаваемые посредством телекоммуникационной сети Интернет пользователям сетевых информационных ресурсов правового режима радио- и телепрограмм приводит к невозможности исполнения норм закона "О средствах массовой информации", так как по смыслу закона под категорию радио- или телепрограмма подпадает любой сетевой информационный ресурс мира (!), даже если информацию с него получает только его владелец.

Количество сетевых информационных ресурсов, зарегистрированных только в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей (РосНИИРОС), фиксирующим адреса информационных сетевых ресурсов с суффиксом .ru на 31 августа 2000 г. составляет 47717 адресов. Общее же количество информационных ресурсов в мире по оценкам компании Inktomi составляет на январь 2000 года более четырех миллионов девятиста пятидесяти тысяч ресурсов.

От каждого из этих ресурсов пользователь информационной сети на территории России может получить продукцию массовой информации, однако очевидна невозможность распространить действие закона "О средствах массовой информации" на эти информационные сетевые ресурсы. В результате регистрация информационных сетевых ресурсов как средств массовой информации происходит сегодня по желанию владельца ресурса и в России на 15 августа 2000 года зарегистрировано всего около ста ресурсов.

Изложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости изменения действующего законодательства с целью сужения круга информационных сетевых ресурсов для которых требуется регистрация. Одновременно видится нецелесообразным исключение информационных сетевых ресурсов из предмета регулирования закона "О средствах массовой информации", так как это приведет к возникновению пробела в праве по вопросам приостановления деятельности ресурсов в связи с нарушением ими законодательства, злоупотребления ими свободой массовой информацией (статья 4), распространения запрета использования скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (статья 4) и другим.

Анализ закона "О средствах массовой информации" показывает, что критериями освобождения от необходимости регистрации служат: количество распространяемых материалов (на которые влияют тираж, территория распространения) и их информационное содержание. Так, освобождаются от регистрации средства массовой информации, которые:
  1. Учреждены органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.
  2. Имеют тираж менее одной тысячи экземпляров (для периодических печатных изданий).
  3. Представляют собой радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов.
  4. Распространяются в записи тиражом не более десяти экземпляров (для аудио- и видеопрограмм).
В качестве критерия освобождения сетевых информационных ресурсов от регистрации может быть применена аналогия с печатным изданием, имеющим определенный тираж.

Вместе с тем, в такой ситуации становятся актуальными проблемы, выявленные Терещенко Л.К.: неопределенность понятия периодичности распространения массовой информации и тиража издания применительно к сетевым информационным ресурсам. Кроме того, неясно, что является названием сетевого информационного ресурса, поскольку признаком периодического печатного издания является постоянное название, а название, указанное в информации сетевого ресурса может достаточно часто меняться.

Действительно, поскольку распространение сетевым информационным ресурсом сообщений осуществляется по запросам пользователей, количество сообщений, содержащих массовую информацию может варьироваться от единиц до тысяч в течении нескольких дней. При этом достаточно сложно отслеживать изменение информационного содержания сетевого ресурса, то есть выход новых номеров изданий или незначительное изменение старых.

Существующие технические средства позволяют вычислить число запросов к информационному сетевому ресурсу и число компьютеров, с которых направлен запрос. Эти числа, как правило, не совпадают, так как один и тот же пользователь может несколько раз обращаться к информационному ресурсу в течение дня.

Думается, что тираж сетевого информационного ресурса должен условно определяться исходя из среднего числа пользователей на территории России, обратившихся к нему в течении суток. Учитывая изменения в количестве пользователей, происходящие в течении недели, наличие сезонных и других колебаний, видится целесообразным использовать среднее арифметическое количества пользователей, получивших информацию от сетевого ресурса в течении определенного периода времени, который необходимо установить в законодательстве.

Исходя из этого, необходимо внести изменения в часть 2 статьи 12 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", изложив ее следующей редакции:
"периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, а также иных средств массовой информации, передающих свою продукцию в течении календарного месяца в среднем менее тысячи получателей ежедневно;"

Такие, достаточно небольшие изменения в законодательстве о СМИ, могли бы учесть современные тенденции развития технологической базы распространения продукции СМИ и реальные процессы интеграции различных видов средств массовой информации на базе высоких технологий.

При нас этом не должно смущать отсутствие аналогичных, законодательно закрепленных норм в законодательствах стран-лидеров технического прогресса, поскольку данные вопросы решены, к примеру, в США и Германии в судебной практике, признающей сайт в Интернете одним из видов электронных СМИ.

Станислав Петровский
Pravo.Lnet.ru

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100