На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Компании

Inktomi сможет собирать дань со всех пользователей сети

Три года назад молодая компания Inktomi Corp., основанная с грандиозными планами стать для Интернета настолько же важной, насколько Microsoft для мира PC, испытывала трудности. Шесть сотрудников компании с трудом размещались в скромном офисе площадью в 100 квадратных метров. Попасть в него можно было, только перешагнув через бомжей, регулярно ночевавших на пороге. Комната для заседаний была таких размеров, что туда как раз помещался карточный стол и четыре складных стула. Маленькое оконце в этой комнате выходило на стену соседнего здания.

С тех пор все изменилось. Сейчас Inktomi занимает два небоскреба по 9 тысяч квадратных метров каждый в самом живописном месте бухты Сан-Франциско. Рыночная капитализация компании достигла 5,5 миллиардов долларов, что в пять раз превышает стоимость некогда лидировавшей на рынке программного обеспечения компании Sybase Inc., генеральным директором которой в свое время трудился нынешний CEO компании Inktomi Дэвид Петершмидт. В списке покупателей производимой Inktomi продукции - такие тяжеловесы Интернет-бизнеса, как Yahoo!, NBC, AOL, Excite@Home. Это делает Inktomi мировым лидером в предоставлении услуг поиска в сети. К тому же, Inktomi довольно быстро расширяет свою деятельность на таком новом рынке, как электронная коммерция. Сам Петершмидт говорит: "я хочу быть уверен, что когда все будет сказано и сделано, Inktomi станет ядром Интернета".

Самый большой секрет

На сегодняшний день компания Петершмидта - один из самых тщательно охраняемых секретов в сети. Это происходит потому, что Inktomi оперирует "за сценой" - поставляя веб-сайтам самое ходовое программное обеспечение в четырех областях: поиск, автоматическая классификация, поиск товаров и кэширование.

Если раньше аналитики опасались, что главным собирателем дани с пользователей компьютеров будет Microsoft, то теперь они предсказывают, что именно Inktomi сможет сделать себе на этом неплохие деньги. Когда кто-либо ищет информацию на любом из 50 сайтов, использующих программное обеспечение Inktomi, владельцы сайтов получаю прибыль в размере около половины цента за каждую открытую таким образом страницу. А если пользователь сети останавливает свой выбор на одном из 20 сайтов, использующих технологию поиска товара от Inktomi (к примеру J.Crew или Barnes&Noble), то владелец портала и сама Inktomi получают комиссию в размере от 5 до 20 процентов стоимости заказа.

Сейчас Inktomi похожа на золотой рудник в стадии разработки. Продажи компании составили в 1999 году 68 миллионов долларов, что в два раза превысило выручку предыдущего года. Аналитики предсказывают, что в 2000 году продажи компании снова удвоятся и достигнут примерно 136 миллионов долларов. Стоимость акций Inktomi за 1999 год выросла с 30 до 130 долларов. Как говорит аналитик компании Goldman Sachs Майкл А. Парех, "Inktomi сейчас в отличном состоянии, поскольку ее продукция занимает ключевые позиции в самых перспективных отраслях Интернет-индустрии". К тому же все указывает на то, что спрос на технологии Inktomi будет только увеличиваться.

Тем временем Inktomi осматривается по сторонам, как в свое время это сделала Microsoft. Inktomi даже пытается копировать стратегию самой крупной компании мира. Ключом к успеху Microsoft стала операционная система Windows, под которую другие разработчики программного обеспечения стали разрабатывать самые разные программы. Inktomi старается создать подобную общую программную "платформу" с технологией супербыстрой доставки веб-страниц.

Несмотря на все плюсы, Inktomi все-таки не лишена проблем. Хотя никто и не пытается конкурировать с компанией во всем спектре ее продукции, отдельные отрасли все же подвергаются атакам других фирм - от корпорации Cisco Systems Inc. до небольшой поисковой компании Google Inc. Обобщая проблему, можно сформулировать это так: хотя Inktomi сделала себе имя на поисковом механизме, все остальные сферы ее деятельности известны гораздо меньше.

Как все начиналось

Однако к счастью для Inktomi и владельцев ее акций, инновации всегда были одной из самых сильных сторон компании. Inktomi была основана Эриком А. Брюером и Полом Готье, тогда еще обычными компьютерными специалистами университетов Калифорнии и Беркли. Получив федеральный грант, Брюер пытался реализовать тезис своей докторской диссертации - что связанные в сеть недорогие настольные компьютеры могут соревноваться в производительности обработки данных с одним дорогим суперкомпьютером.

Для тестирования компьютерной системы, Брюер и Готье, тогда еще новоиспеченные выпускники университета, создали поисковую систему в сети. Она была основана на программном обеспечении, позволявшем оперативно находить необходимую информацию среди миллионов веб-страниц. Поисковая технология работала настолько хорошо, что ее создатели решили покинуть свои университеты и основать компанию.

На одном из языков американских индейцев название компании - Inktomi - означат "умный паук". Однако компания не уехала бы далеко только на технологии умного поиска. Ее основатели почти сразу же осознали, что им понадобится помощь настоящего менеджера. Через шесть месяцев после основания компанию возглавил Дэвид Петершмидт, до того работавший CEO компании Sybase. В этой компании, занимавшейся производством программного обеспечения для баз данных, Петершмидт сумел произвести настоящий переворот, увеличив за шесть лет продажи Sybase с 60 миллионов до 1 миллиарда долларов. Кроме того, именно Петершмидт наметил для Sybase новые направления развития.

Возглавив Inktomi, новый CEO уже имел план расширения деятельности компании. В первый же день работы он попросил всех 13 сотрудников Inktomi определить, каким образом они могут применять передовые технологии компании в новых областях. После некоторого раздумья сотрудники сошлись на том, что новым словом может стать кэширование - способ ускорения доступа к данным. Над этим по указанию Петершмидта и стала работать команда инженеров.

Все гениальное - просто

Сама идея кэширования достаточно проста. В самом простом варианте она известна всем пользователям современных браузеров типа Netscape Navigator или Internet Explorer. Если пользователь посетил некоторую страницу удаленного Web-узла, то эта страница запоминается во временном файле на компьютере пользователя. В случае, когда пользователь снова обратиться к этой странице, а она с момента последнего обращения не претерпела изменений, то браузер не будет обращаться за текстом страницы на сервер, но извлечет страницу из временного файла.

Развитием этой идеи является использование кэш-серверов. Между пользователем и источником информации находится еще один сервер - кэширующий. Все запросы пользователей сначала адресуются на этот сервер, а потом он отправляет их к первоисточнику. Степень доступности кэширующего сервера выше, чем у сервера-первоисточника, поэтому и скорость загрузки страниц выше.

Кроме того, хорошо известно, что восемьдесят процентов пользователей просматривают одни и те же источники информации. Это значит, что чем больше пользователей сервер обслуживает, тем меньше ему приходится обращаться к внешним серверам при обслуживании запросов пользователей. Даже при первом обращении пользователя к некоторому документу, этот документ с высокой степенью вероятности уже находится в базе данных кэширующего сервера.

Вот этот простой механизм и стал основой успеха программного обеспечения Inktomi. Программисты компании дополнили программное обеспечение кэширующего сервера механизмами управления кэшированием. Одним из них является принудительное обновление кэша по постоянно действующим запросам.

Второе направление, выбранной Петершмидтом, также стало стратегическим. В тот момент такие поисковые компании, как Excite и Lycos захотели быть похожими на портал Yahoo! и начали копировать ее устройство. Петершмидт не стал гнаться за успехом Yahoo!, а решил позиционировать свою компанию как закулисного поставщика основных технологий, которые потребуются большинству веб-сайтов. "Мы торгуем оружием," - говорит по этому поводу CEO Inktomi. Этот подход оправдал себя на 100 процентов. Не конкурируя со своими потенциальными покупателями, Inktomi избежала конфликтов и одновременно смогла продавать свои технологии самым заклятым конкурентам - AOL и Yahoo!.

К счастью для Петершмидта, растущему спросу на все более мощные технологии поисковых систем конца не предвидится. По данным исследовательской компании International Data Corp., количество общедоступных веб-страниц вырастет с 800 миллионов сегодня до 8 миллиардов к 2002 году. Для того, чтобы пользователь мог справиться с этим цунами данных, Inktomi летом 1999 года представила новую систему автоматической каталогизации, названную Inktomi Directory Engine.

Конкуренты не дремлют

Другие поисковые компании также хотят получить свою долю рынка поисковых систем. Прецедент уже создан: в начале 1999 года один из первых покупателей технологий Inktomi поисковый сайт HotBot объявил об установке дополнительной поисковой системы от фирмы Direct Hit Inc. Причина? В то время как Inktomi заслуженно считается лучшей в нахождении информации при поиске в индексных массивах поисковых образов документов, технология анализа результатов поиска по базам данных ассоциативных запросов от Direct Hit заметно улучшает релевантность поиска. В результате, согласно данным маркетинговой компании Media Metrix, 53% всех поисковых систем в Интернете используют технологию Direct Hit в дополнение к традиционным поисковым системам.

Кроме того, на арену выходит молодая компания Google, предлагая новую технологию поиска. Компания заявляет, что ее система работает быстрее и качественнее, чем у Inktomi. Как заявляет один из соучредителей компании Ларри Пейдж, "мы считаем, что мире поиска есть еще много возможностей для инноваций". Для совершенствования своей системы Google получили 25 миллионов долларов от инвесторов, одним из которых выступил влиятельный фонд Kleiner Perkins Caufield&Byers.

Однако Inktomi отнюдь не паникует. Наоборот, компания планирует постоянно улучшать свою поисковую систему, а также еще активнее задействовать предложенную Петершмидтом диверсифицированную структуру разработок. В рамках этой программы в 1999 году компания представила программу под названием "Traffic Server". Эта технология (кэширования) позволяет интернет-провайдерам сохранять часто просматриваемые страницы WWW на своих компьютерах, что значительно ускоряет пользователеям доступ к информации. Покупателями "Traffic Server" уже стали несколько крупных компаний, включая лидера интернет-видео Real Networks.

Кэширование радикально сокращает время доступа к информации. Возьмем к примеру портал Excite@Home, использующий программное обеспечение от Inktomi. По статистике, почти половина траффика этого сайта теперь не должна путешествовать через весь Интернет. Как говорит главный инженер Excite@Home Мило Медина, "в будний день это может сэкономить нашим посетителям несколько очень важных секунд при просмотре каждой веб-страницы". Российский потребитель эти соображения может пропустить мимо ушей. Нас они не касаются. Часто бывает проще получить информацию из первоисточника, чем с кэша поисковой системы.

К несчастью для Inktomi этот рынок также насыщен конкурентами. И это не маленькие развивающиеся компании, а такие рыночные гиганты, как Cisco Systems и Novell Inc. Согласно данным Internet Research Group, рынок кэширования составляет сейчас около 100 миллионов долларов и может достигнуть 1,6 миллиардов долларов к 2002 году. А поскольку и Cisco, и Novell превосходят Inktomi по ресурсам и возможностям, то ее перспективы на данном рынке вовсе не безоблачны. К слову сказать, на недавнем семинаре РОЦИТ по вопросам безопасности именно эту линию продуктов и демонстрировал представитель Cisco. Могут появиться и новые игроки - даже Microsoft собирается добавить возможности кэширования к своему программному обеспечению для веб-серверов, к примеру, встраивая их бесплатно в Windows NT.

Кто ищет - тот всегда найдет

Принимая во внимание все эти угрозы со стороны конкурентов, Петершмидт надеется улучшить будущее Inktomi за счет привлечения новой категории покупателей. Ими станут не большие интернет-провайдеры или мега-порталы, а маленькие специализированные сайты. Первым среди них стал музыкальный проект kadoodle.com, стартовавший в октябре прошлого года. Новых клиентов по замыслу Inktomi, должна привлечь гибкость поисковых механизмов компании, позволяющая сузить объем работы по заданным критериям. Это выражается в том, что музыкальный сайт наподобие kadoodle.com может использовать возможности поисковой технологии от Inktomi для того, чтобы отфильтровывать не связанные с музыкой сайты при поиске. Например, поиск по заданным словам "группа REM" не выдаст среди найденных страницы о быстром движении глаза, также известном как "rem".

Главная надежда Петершмидта состоит в том, что поиск станет тем самым троянским конем, который позволит Inktomi попасть к новым покупателям, позволив затем продать им остальные продукты компании. Самыми многообещающими на этих новых рынках являются услуги по поиску товаров и автоматической классификации. К примеру, когда кто-то начинает поиск на сайте, посвященному упаковке, поисковая система не только выдаст ему длинный список найденных по ключевому слову веб-страниц, но и создаст отдельный список торговцев упаковкой или отдельный список понятий, связанных с упаковкой.

Судя по темпам, которыми развивается Интернет, спрос на основные сетевые услуги, поставляемые Inktomi, будет только расти. Вопрос только в том, насколько быстро Inktomi сможет распространиться на новых рынках? Ее основателей вопрос о темпах занимает более всего. "Когда несколько лет назад мы нанимали человека, то давали ему чек и обещание, - говорит Брюер. - Потом уже приходилось нести на себе постоянную тяжесть воплощения этого обещания". Брюер и Петершмидт сдержали свои обещания. И теперь им не нужно перешагивать через бездомных, приходя на работу. Теперь им нужно заботиться только о развитии бизнеса и увеличении капитализации компании, которая может стать самым лакомым кусочком самой привлекательной части Интернета.

Алексей Гореславский
По материалам зарубежной прессы

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100