На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Компании

Port и аутсорсинг

Интервью с Юрием Амосовым, вице-президентом компании Port.ru, одним из главных идеологов развития компании.

1. Согласны ли вы с трактованием термина аутсорсинг как заказы по программированию у сторонних компаний?

А в чем, собственно, проблема несогласия с термином аутсорсинг? Термин старый, законный. Он ведь появился еще до оффшорного программирования и первоначально означал подрядные работы больших консалтинговых фирм. Термин был очень моден в 89-90 гг., когда зарождались все эти корпорации, специализации. Именно тогда он появился и в том контексте означал передачу деловых функций. Я не вижу каких бы то ни было проблем с ним. Но аутсорсинг – это не только заказ по программированию. К примеру, строительство – типичный пример аутсорсинга. Если тебе нужен дом, и сам ты его не строишь – ты нанимаешь строителей- профессионалов. Более того, если тебе нужен офис, ты можешь его либо купить, либо снять. Большую часть офисов именно арендуют – это тоже аутсорсинг. То есть все те случаи, когда мы покупаем на стороне сервисы и товары, необходимые для ведения бизнеса, все это формально аутсорсинг. Термин не из числа тех, о которых спорят.

2. Каков объем контрактов на оффшорное программирование, выполненный в 2000 году российскими компаниями для западных заказчиков, и как он отличается от объема заказов для российских компаний?

По оффшорному программированию я могу привести следующие цифры: объем рынка – $140 млрд. – глобальный рынок. Из них освоено, я думаю, не больше 15 млрд. Цифры по Индии такие: за 1999г. – 2,7 млрд., в этом году предполагается до 4 млрд. По различным прогнозам, к 2008 году Индия будет экспортировать до 50 млрд. в этих всех аутсорсингах. Сколько в России, сказать сложно – цифры называются самые разные. Одни ведут счет на 300-400 тыс., другие замахиваются на $80 млн. Но самая частая цифра (если смотреть на общие объемы экспорта российского аутсорсинга) – 30-40 млн. (за прошлый год).

3. Сейчас лидерами мирового оффшорного программирования являются индийцы. Насколько реально конкурировать с ними отечественным компаниям, какие проблемы могут встать на этом пути перед российскими программистами?

У нас с индийцами несколько потенциальных проблем. Первая - конкуренция из-за лучших связей, вторая - конкуренция за счет себестоимости. По себестоимости проблема такая: индийские программисты стоят порядка $300-400, а в "потогонках", которых у них очень много, зарплата встречается и $150 и ниже. В Москве цены на программистов сильно повышены – за $100-200 программиста не найдешь. Поэтому трудно будет конкурировать по цене. Реально нам надо думать о том, чтобы переносить все программистское производство в провинцию. Во-первых, цены там ниже, во-вторых, там достаточно большая скрытая безработица, и есть возможность заниматься техническим образованием детишек, давая им базовые навыки, а из столицы присылать руководителей проектов и менеджеров. Вот тогда мы сможем конкурировать по цене. И, наконец, проблема связей. С ними у нас еще хуже. Индийцы уехали работать в Силиконовую Долину еще в 70-х гг. Тогда они были молодыми специалистами, сейчас они все топ-менеджеры либо просто люди с очень хорошими контактами, связями. Индийская община насчитывает около $25 млрд. капитала. Не менее 1300 человек из них мультимиллионеры. К тому же у них есть такое понятие, как Семья с большой буквы, и не помочь "родственнику" получить выгодный контракт – серьезное, чуть ли не религиозное прегрешение. Такой уровень плотности семейных связей нам и не снился. Русская диаспора в Калифорнии достаточно молодая. Наши приехали в конце 80-х – это небольшой срок. Проблема еще в том, что связи русских не семейные, а скорее профессиональные (вместе учились). Я не уверен, что те ребята, которые сейчас вышли в люди, будут сильно напрягаться, чтобы дать контракт соотечественнику. К сожалению, русским не свойственно цепляться друг за друга. Поэтому основная проблема будет не в организации производства (здесь все просто), а в организации заказов на это производство.

4. Как влияет распространение Интернета на развитие IT-аутсорсинга в России?

Через Интернет в известной степени легче общаться с заказчиком. Правда, Интернет тоже далеко не все может, во всяком случае, IT-аутсорсингу не худо бы иметь хорошо налаженную внутреннюю систему контроля процесса и качества, чтобы через Сеть заказчик мог не только обмениваться перепиской, но, скажем, зайти на сайт, найти своего клиента и посмотреть, в каком состоянии реально находятся его дела. Вообще, Интернет безумно дисциплинирующая вещь касательно процедур, порядков, последовательности систем, сроков. Хороший Интернет-проект должен работать, как швейцарские часы, иначе все развалится. Как сказал К.Льюис: "Король не более свободен, чем часовой на посту". Следует понимать, что Интернет, с одной стороны – большое удобство, но с другой, он накладывает повышенную ответственность.

5. В каких видах Интернет-бизнеса может быть востребован аутсорсинг?

Во-первых, он относится не только к Интернет-бизнесу. Помимо Интернета есть несколько важных направлений. Одно из них – legasi sistems, т.е. когда у тебя стоит старомодная система, а тебе нужно заменить ее на что-то более современное. Переписать все эти корпоративные процессы – работа примитивная, но кропотливая. Здесь как раз поле деятельности для аутсорсира. Далее то, что у нас принято называть системной интеграцией, – планирование ресурсов предприятия. Например, я могу зайти на сайт и посмотреть, когда у меня будет отпуск или какая у меня в этом месяце зарплата. Это внутренняя корпоративная система. Возможна система заказчик-клиент, которую я уже описывал: заказчик имеет возможность посмотреть положение дел клиента. Индийцы здесь предлагают следующее: IT-услуги по реконструкции устаревших систем, создание новых программных продуктов. Мы, пожалуй, не сможем заниматься только технической поддержкой. Индийцы очень активно развивают у себя службу технической поддержки, куда ты можешь позвонить, и тебя примут по телефону. Чаще всего ты звонишь не в Америку (как говорят). Ты звонишь в Ирландию или в Индию! Там английский язык как родной. Его знают с детства. У нас англоговорящих людей достаточно мало, они здесь очень котируются. Поэтому на этот сектор рынка нам раскатывать губу, боюсь, не стоит. Другие интересные секторы – это исследования, аналитическая работа, е-коммерция и web-дизайн, которым занимаются все.

6. Считаете ли вы, что сегодня ведущие порталы Рунета достигли того уровня, когда дальнейшее развитие и эффективная конкуренция невозможны при использовании только внутренних ресурсов?

Да, какие-то работы заказываются. Мы аутсорсим на DataArt. Это, собственно говоря, наша концепция. Мы пишем спецификацию, принимаем готовую работу, а DataArt код "молотит". Это внутренний аутсорсинг. Причем, на сегодняшний день это даже не достижение уровня. А так бизнес был построен, у нас этот уровень был всегда.

7. Мешают ли существующие в российском бизнесе серые бизнес-схемы развитию корпоративного аутсорсинга?

Одно с другим как-то не сопрягается. Серые схемы связаны с расчетами, с налогообложением. IT-аутсорсинг сюда мало вписывается. Можно иметь корпоративную систему, которая будет идеально сходиться со всеми серыми схемами, т.е. я не очень представляю смысл этого вопроса. Если мне покажут такой конфликт, я смогу сказать, будет ли он смертельным препятствием или преодолимым. Пока что в бизнесе, который основан на модели "Чего изволите?", сложно представить, как могут помешать серые схемы.

8. На западе аутсорсинг активно использует банковский бизнес, особенно в связи с бурным развитием Интернет-банкинга, у нас этот процесс очень замедлен. В чем здесь проблема?

Интернет-банкинг ориентирован в основном на частных пользователей и малый бизнес. В России благодаря разумной политике демократических и патриотических правительств, начиная в 1991 года и по сегодняшний день, количество предприятий малого и среднего бизнеса не изменилось. Как мы остановились на цифре 770-800 тыс., так и стоим. Обороты предприятий малого бизнеса не такие, чтобы крупные банки считали нужным их замечать. Поэтому Интернет-банкинг - это хорошо. Но для кого? Основные банковские обороты делаются не со счетов малого и среднего бизнеса, а со счетов таможни, Газпрома, Сибнефти какой-нибудь. А позвольте спросить, зачем им Интернет? Им Интернет не нужен. Им вообще не нужно, чтобы эти проводки где-то отражались, пока "маски шоу" в офис не приедут, т.е. они должны отражаться только с "белой" стороны. Я уж не говорю о том, что множество банковских операций совершается в оффшоре.

9. Плюсы и минусы IT-аутсорсинга для российских компаний.

Общие плюсы состоят в том, что это помогает экономить деньги и эффективнее работать, а минус в том, что могут подниматься вопросы безопасности. Поэтому задача любого аутсорсира, который приходит с предложением того или иного решения, достаточна примитивна. Он должен идентифицировать нужду клиента, удовлетворить его как можно больше своими плюсами, а минусы, если не ликвидировать, то по возможности нейтрализовать другими плюсами.


(интервью с компанией Port.ru)

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100