На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Рынок » Тенденции и цифры

Жирная черта

NASDAQ колбасит (если так можно назвать его 54% падение), мы нервно поеживаемся, а время идет. Ситуация очень напоминает пьяную пирушку, где самый "мощный" гость кричит, ругается, под стол падает, его никто унять не может, а потому все тихо ждут, чего же он еще разобьет. И вот этот гость, после взлета акций 5-го декабря, 6-го припал на колено, а 20-го элегантно рухнул, потащив за собой скатерти с hi-tech и интернет-посудой всего мира. Причиной стали плохие финансовые показатели Apple Computer и Bank of America, а также слухи о грядущих финансовых проблемах Intel,.. а потом и учетная ставка уменьшилась не настолько, насколько ожидалось, тотально попадали рейтинги… Возникла паника – питательная среда для спекулянтов. В результате к инвесторам вновь вернулось недоверие, которое властвует безраздельно.

Естественно, Рунет и российский финансовый рынок интересует, не заденет ли буянящий колосс нашу трехногую табуретку, не повалится ли на пол и не треснет ли наша деревянная российская интернет-лохань…И вообще, насколько тесно мы привязаны к общей скатерти?

По мнению трейдера Brunswick UBS Warburg Лорена Бау: "У России есть странная способность коррелировать со всеми негативными событиями в мире и не так часто - с позитивными...".

Данную точку зрения развивает председатель совета директоров ИГ "Русские фонды" Сергей Васильев: "Алан Гринспин в США что-нибудь скажет, а у нас на биржах начинаются кризисы и потрясения. Хотя, с другой стороны, мы такого тесного присутствия этого человека в нашей жизни и работе вроде бы и не ощущаем, большинство россиян просто не знает, кто это. Это происходит потому, что на сегодняшний день наш фондовый рынок совсем не отражает состояние российской экономики…".

Так же как фондовый рынок не отражает реальной российской экономики, зависимость темпов развития Рунета от индексов NASDAQ тоже весьма неоднозначна.

Иначе говоря, в условиях охлаждения инвесторов к hi-tech и Интернету в целом, Рунет по-прежнему будет развиваться. Однако это не означает, что падение NASDAQ не утянет за собой часть рунетовских проектов. Вопрос только, кто усидит на табуретке и кто на нее еще подсядет, а кто, получив канделябром (или, скорее, получив отказ в финансировании), отправится в аут.

Логика процесса проста. Те, кто имеет иностранные инвестиции, должны в ближайшее время доказать, что они не превратят деньги в песок или еще лучше - превратят деньги в большие деньги. Те же, кто делает проекты на "русские" деньги, как правило, сразу рассчитывают, исходя и из принципа "синица в руке", т.е. на обычную, а не финансово-спекулятивную модель. Кандидаты в "канделябры" – это те, кто на волне моды "осваивал" трафик и соответственно инвестиции.

Первая группа – "слишком больших, чтобы умереть", и ведущих экстенсивное возделывание своего огорода за счет увеличения площадей, продаваемых крупным рекламным агентствам с 50% скидкой, состоит из компаний Яндекс, Рамблер + сателиты… и все. Как заметил в своей презентации Аркадий Волож: "Быть первым хорошо, но для успешного бизнеса необязательно". Эти гиганты сформировали "непотопляемые" брэнды и не нуждаются в излишних расходах на отвоевывание рынка друг у друга, уже сейчас затраты холдингов окупаются на 70%. Если они захотят продемонстрировать результат, то ближайший год будут работать лишь на удержание позиций, минимизируя издержки, в том числе и на собственную телерекламу. Эта политика уже к осени 2001 года может привести к выходу проектов на полную самоокупаемость. Косвенно эти данные подтверждает заявление директора Управления маркетинга Rambler group Михаила Ханова о том, что декабрьское заседание Совета директоров холдинга спланировало двухлетний бюджет развития, учитывая, что "портал выйдет на самофинансирование в октябре 2001 года". В доказательство обоснованности этой позиции он привел процентный баланс окупаемости проектов на данный момент. Так, например IXBT уже сейчас окупается на 90%, поисковый портал Рамблер – на 85%, Рамблер Топ100 – на 70%.

Однако, если холдинги (в первую очередь Yandex) не урежут свои телерекламные бюджеты и финансирование прочих PR-затей, то уважение, как инвесторов, так и Интернет-общественности, основанное на солидных финансовых показателях компаний, может стать для них недосягаемым.

В данную категорию "самоокупаемых гигантов" не попадает "Голден Телеком", который сможет покрыть издержки подразделений Агамы из иных источников, но который не заинтересован в ее дальнейшем развитии, ибо Голден уже обладает hi-tech бизнесом, котирующимся на мировом финансовом рынке, и прикупил "до кучи агамовское барахлишко" в пору, когда были лишние деньги. Правомерность этого утверждения очевидна из совершенно необдуманной политики нового хозяина по "убиванию" брэнда "Апорт" и продвижению "Россия он-лайн". Желание стать российским подобием АОL пересиливает в уважаемых иностранных бизнесменах здравый смысл, который говорит, что в России гиганты бывают только с долей собственности государства не меньше чем 51%. А до тех пор, увы, стойте в очереди за тем, что дают. Кроме того, Golden тоже ожидают волнительные времена. Уж кто-кто, а он или вернее его мамаша GTS(Global TeleSystems) точно получили по мордасам от разбушевавшегося NASDAQ из-за собственных экономических просчетов. Убытки компании в третьем квартале составили $183,3 млн., что означает в купе с другими факторами потерю капитализации на 92,3%. Без дополнительных вливаний в полмиллиарда зеленых листочков с лицами не наших президентов они обречены. Обидно, конечно, что на вечеринке произошло мокрое дело, но ничего не попишешь. Не надо было NASDAQ до такого безобразия накачивать…

Вторая категория – "местные". Не обязательно русские, по природе денег и рынку сбыта, но ведущие бизнес исходя из реалий местного рынка, т.е. предпочитающие что-то делать руками или продавать то, что не является рекламой. Эти компании образуют значительную часть проектов Рунета. Список "здоровых" магазинов возглавляет eHouse. Но основную группу все же составляют компании-разработчики, спектр деятельности которых распространяется от компаний офшорного программирования до студий Веб-дизайна. Кстати, в этой связи любопытны метаморфозы компании РБК, которая из обычного Интернет-издания превратилась в компанию-разработчика как сравнительно простых корпоративных сайтов, так и сложных бизнес-порталов (renins.com, ГУМ, и.т.д.)

Уже в следующем году доля россиийского сегмента на мировом рынке офшорного программирования составит $1,3-2,7 млрд. Эти колоссальные средства, естественно, будут перекачены в другие сферы экономики, в том числе и в Интернет.

На сегодняшний день есть примеры, когда те или иные офлайновые русские компании открывают достаточно амбициозные проекты. Так корпорация "Парус" и инвестиционная компания Clever Management на фоне разочарования большинства инвесторов высокотехнологического рынка инвестируют около $900 тыс. в создание инновационной компании eTradeCommunity. Основная концепция нового проекта - разработка рабочего инструмента, обеспечивающего удобство заключения сделок между участниками рынка. Иными словами, речь идет о воплощении в виртуальной реальности первых в России В2В-проектов, выполняющих все функции эффективного рабочего офиса. К концу 2001 года eTradeCommunity планирует создать порядка 10 подобных офисных площадок.

Или мультицелевой портал проекта "ГУМ –Интернет", который включает в себя как торговую, так и трафиковую составляющие. Первый транш в данный проект составил $150 тыс., не считая издержек по инфраструктуре, которые берет на себя ГУМ. Впоследствии проект планируется развивать, вплоть до создания массовой Интернет-игры типа "DООM в ГУМе", где пользователи смогут виртуально убивать друг друга в реальных интерьерах гумовских бутиков, общая сумма вложений в проект оценивается в $5 млн. (в соответствии с коэффициентом PR разделите на 10). Рекламный потенциал такого портала также очень высок, особенно если учесть, что рекламодателями станут те же самые офлайновые гумовские бутики.

Третья категория – компании, "стратегия которых построена вокруг медиа-бизнеса, бизнеса с достаточно высокой стоимостью входа и необходимостью большого масштаба для того, чтобы быть прибыльным", - как говорил в интервью для радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Голанд (Port.ru).

Обвал на NASDAQ лишает данные компании самого главного – корыта, из которого можно черпать деньги в ожидании, пока "масштабы" расширятся до пределов полета мысли и станут "прибыльными". К этим компаниям относятся Port.ru, netBrige, и пр. Но, кроме того, логика развития событий показывает, что в эту группу скоро вольются Интернет-инкубаторы. Модель производства "Интернет-блинов" и продажа их "стратегическим инвесторам" в эпоху, когда на блины у инвестора острое несварение желудка, несостоятельны. Естественно, "главным наседкам" остается делать только правильные и оптимистические заявления: «Компания A.Partners является прибыльной. Мы не только не проводим сокращений, наоборот, испытываем постоянный кадровый голод. Практически каждый день мы получаем письма от нашего HR-отдела со словами: "Позвольте представить наших новых сотрудников...". HR-отдел даже выплачивает сотрудникам премии за привлечение в компанию новых работников. Первого декабря мы намерены отпраздновать первый День рождения нашей компании. За год она выросла до 240 человек и "если конкуренты будут развиваться медленнее", мы с большим удовольствием будем быстрее двигаться вперед», – хором утверждают Андрей Вакуленко, директор Интернет-инкубатора, и Алексей Пригожин, президент A.Partners.

Между тем, НR-отделы некоторых крупных Интернет-компаний, а также Интернет-трейдинговых и Интернет-страховых проектов, ожидая наплыва резюме после прошедшей волны увольнений в порталах, с удивлением отмечают большое количество соискателей с отметкой "Место работы – компания А.Partners с … по настоящее время".

Другим характерным явлением следующего года будет падеж электронных магазинов. Эксперты прогнозируют сокращение поголовья "рогов и копыт" на 70%. В первую очередь это относится к тем магазинам, которые пытались "по быстренькому" продаться, зарабатывая гроши на рекламе и реально не продавая ничего.

Каковы результаты всего вышеизложенного?

Наиболее неприятным последствием охлаждения инвестиционного климата вокруг Интернета и hi-tech является гибель надежд на "Русский NASDAQ", а также "замерзание первой волны" иностранных инвесторов. Тех, которые говорили с нами на относительно равноправном языке.

Это очень затруднит привлечение средств в Рунет. Более того, наш Интернет и hi-tech будет очень тяжело оценить. В таких условиях вполне естественно, что часть задыхающихся от безденежья проектов будет скуплена за "три копейки" "поумневшими" и ставшими скупее после падения NASDAQ иностранными игроками "второй волны".

И все же, несмотря на льды, Рунет ожидает интереснейший год, который окончательно расставит все точки над "i". Мы увидим, как Интернет-бизнес демонстрирует своим деньгодателям обещанный профессионализм. Это будет трудный год – год людей, умеющих зарабатывать деньги. Долой start-up, да здравствует рутина!

Макс Адлер
(Гадание на гуще, оставшейся от NASDAQ)

Другие разделы
Туризм
Компании
Электронное право
Amazon, eBay и Yahoo
Тенденции и цифры
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100