На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Управление web-проектами

Тим О’Рейлли. Уровни игры: Иерархия приложений для Web 2.0

Читая новую статью Джима Фэллоуса (Jim Fallows) для Technology Review о его эксперименте по использованию на протяжении двух недель исключительно Web 2.0-приложений, я подумал: «Что за бред! Это то же самое, как если оценивать функциональность своего автомобиля, используя его в качестве спальни, ночуя на протяжении двух недель на заднем сидении». Фэллоус проницателен и многое замечает (подробнее ниже) и среди прочего он расписывает почему для людей бывает так непросто разобраться с Web 2.0. Он говорит «Вероятно, главным шагом для развития Web 2.0 станет широкое распространение Ajax». Увы, это распространённое заблуждение.

Только лишь из-за того, что где-то используется Ajax и оно работает на веб, это ещё не делает его Web 2.0-приложением. (Фэллоус цитирует мою статью What is Web 2.0? чтобы оценить первое приложение с которого он начал, Dodgeball, однако к следующим приложениям он относится уже не так предвзято. К примеру, он берёт для своего теста writely, и пытается оценить полезность Web 2.0 исходя из того, насколько использование приложений типа writely соответствует локальным приложениям типа Word. Writely это интересное, но исключительно типичное Web 2.0-приложение). Эта путаница заставила меня задуматься об иерархии «Web 2.0-ности»:

  • Уровень 3: Приложение может существовать ТОЛЬКО в Сети, и черпать свои жизненные силы из Сети и тех связей между людьми или приложениями, которые она делает возможными. Это те приложения, которые используют свойства Сети чтобы получить для себя как можно больше пользователей. EBay, craigslist, Wikipedia, del.icio.us, Skype, (и, конечно, Dodgeball) относятся к таким. Они в своей основе существуют за счёт совместной онлайновой активности. Сам по себе, веб также обладает этой характеристикой, и это используют Google и прочие поисковые машины. (Вы можете искать и на рабочем столе, но без системы ссылок, многие из техник, которые применяются при веб-поиске окажутся для вас недоступными). Веб-краулинг одно из основных сфер проявления Web 2.0, и сердцем таких поисковых приложений, как Adsense for Content также, очевидно, является Web 2.0. Как-то, я, беседовал с Эриком Шмидтом (Eric Schmidt), CEO из Google, и он формулировал свою философию и стратегию, как «Не воюй с Интернет». В иерархии Web 2.0-приложений, высшим пилотажем является вобрать в себя Сеть, понять, в чём источник её свойств, и затем применять их себе на пользу.

  • Уровень 2: Приложение может работать в офлайне, но находясь в онлайне оно приобретает массу преимуществ. Прекрасным примером является Flickr. У вас может быть локальное приложение для управления фотографиями (типа iPhoto), но в условиях онлайн-сообщества это приложение получает небывалую мощь.

  • Уровень 1: Приложение может и должно успешно работать в офлайне, но нахоясь в онлайне у него оказываются дополнительные функции. Writely может быть хорошим тому примером. Если вы хотите заняться совместным редактированием, то столкнётесь с его ужаснейшим онлайн-модулем, но если вы хотите писать в него единолично, как делает Фэллоус, это даст вам некоторые преимущества (не считаю, конечно, доступа с любого компьютера, когда рядом нет своего).

  • Уровень 0: Приложение, большей частью находится в онлайне, но также оно будет нормально работать и в офлайне если вся информация будет находиться у вас в локальном кэше. MapQuest, Yahoo! Local, и Google Maps все относятся к этой категории (но гибриды типа housingmaps.com относятся к Уровню 3). При том, если эти приложения для онлайн-картографии получают поддержку со стороны пользователей, они перепрыгивают на Уровень 2.

Обратите внимание, что я не упомянул в своей иерархии Amazon. Это потому, что я не могу решить принадлежат ли они к Уровню 2 или 3. Кто-то может представить амазоно-подобный каталог товаров в офлайне (к примеру, в магазине), однако Amazon настолько целенаправленно завлекает онлайн-участников, что им практически удалось выйти за пределы своей категории. Кроме этого они создают разные сервисы, начиная от Associates и заканчивая S3, что делает их полноценными гражданами Сети. Так что, отнесём их к Уровню 3, и пусть они будет для нас примером того, как направленные усилия способны изменять правила игры.

Ещё одним отличным примером, когда приложение переходит между уровнями, является iTunes. Изначально оно позиционировалось, как приложение для рабочего стола с дополнительными онлайн-функциями (Уровень 1), но по мере того, как музыкальный магазин iTunes занимал всё более и более ключевые и конкурентные позиции, iTunes переходил на Уровень 2. Со временем, у него появились встроенные фишки типа last.fm, и в конечном счёте, это приложение настолько вплелось в Сеть, что теперь будучи вытащенной в офлайн оно станет неполноценным (Уровень 3). (Вставте сейчас, находясь в офлайне, новый CD, и будите огорчены тем, что не будет названий треков). В общем, я уверен, что чем дольше люди будут использовать все эти приложения и чем больше в них будут применяться сетевые фишки, тем быстрее они будут подниматься верх по иерархии.

В то же время, существует и совершенно другой класс (жизнь не приемлет жестких категорий!): к нему относятся такие приложения для рабочего стола, как email- или IM-клиент, которые, используются исключительно для Сети. Можно сравнить с обычным телефоном.

Что касается сильных мыслей у Фэллоуса, мне понравилось его проницательность: «Рано или поздно, все мы поймём, что Dodgeball прав. Это наступит в тот момент, когда вы поймёте, что какая-то из возможностей в жизни – продукт, приключение, предложение, идея – на самом деле, предназначена для человека, который младше вас». Это перекликается с одной из моих любимых строк в трилогии Кима Стенли Робинсона (Kim Stanley Robinson) «Марс»: «История это волна, которая движется сквозь время, намного быстрее нас» (Задумайтесь над этим! Метко, кратко и глубоко. Если вы не видите в этом смысла, подождите пару лет).

Еще мне понравился этот кусочек: «Новый Веб является аналоговым, а не цифровым. Этим самым я имею в виду, что это не результат какой-то одной большой инновации. Скорее это представляет континуум новых идей, начиная от просто интересных и до совершенно выдающихся». Многие борются с тем, что Web 2.0 не так просто дать определение. Фэллоус с этим полностью согласен.

Также он отмечает интересные последствия «длинного хвоста» (long-tail), а именно тех приложений, которые не хотят быть всем для всех людей, которые концентрируются на меньшем. «Однако это пристрастие использовать Ajax чтобы сделать более мобильными сервисы и приложения для рабочего стола часто приводят к интересному явлению «короткого хвоста» (short tail)… Результатом этой короткохвостности может стать новое и интересное «длиннохвостное» разделение между онлайновыми и десктопными приложениями: бесплатные онлайн-приложения будут для обычных пользователей и обычных условий, в то время, как платные десктоп-приложения могут стать более навороченными, специально для хай-энд пользователей. И возвращаясь к главному принципу Dodgeball, это будут приложения которые будут предназначенные для пользователей в каждой возрастной категории.

Ещё один комментарий, который я считаю блестящим: «Новый Веб является цифровым, а не аналоговым. (См. первое утверждение; обсудить). Этим я хочу сказать, что коллективный разум Web 2.0, предположительно доминирующий, имеет большую силу, когда даёт чёткие и ясные сигналы типа да-нет, и хуже, если он пытается предложить какое-то более сложное суждение». Он сравнивает суждения типа «нравится/ненравится» на eBay, с тем, что он считает неудавшейся попыткой дать более сложный отзыв, выбирая на Pandora музыку, которая могла бы ему понравится. Но вместе с этим он демонстрирует, что ему нехватает этого разнообразия. Pandora не является приложением Web 2.0! Там используется алгоритмический механизм, определяющий музыку, способную вам понравится, который будет работать и в офлайне. Если его интересует подход к этой же проблеме со стороны Web 2.0, то пусть попробует last.fm.

Что мне показалось самым интересным среди мыслей Фэллоуса, это его идея о том, что Web 2.0 серьёзно завязан на доверии. Это весьма уместное замечание, когда мы говорим об архитектуре соучастия. Оно, на самом деле, серьёзно зависит от доверия.

Он приходит к выводу, что это доверие весьма хрупкое, и (словами пиарщика из Tech Review, который отправил мне ссылку на эту историю): «Если оно разрушится, потеряется целое поколение новых веберов, восприимчивых к этому чувству быть слишком «старым» для новых течений». Несмотря на спам, фишинг, флэймовые войны и неурядицы на Wikipedia я не согласен.

Доверие всегда разрушается. Но я снова и снова возвращаюсь к мудрости Уоллеса Стивенса (Wallace Stevens), который смотрел на реальность без иллюзий, в то же время с оптимизмом: «Реалист говорит «да» потому что он должен сказать «да», потому что за каждым «нет» стоит «да», которое никогда не будет разрушено». Человеческий дух удивительная вещь, и тот факт, что мы может создавать приложения, которые дают нам новые способы взаимодействия открывают новые измерения для этого духа.

Об авторе:
Тим О'Рейли (Tim O'Reilly) – основатель и генеральный директор (CEO) O'Reilly Media, Inc, автор многих книжек на компьютерную тематику. Публикуется он-лайн на O'Reilly Network, организовывает конференции на технологические темы. Активист за открытые источники (open source) и открытые стандарты (open standards), также оппонируют различным новым законам связанным с интеллектуальной собственностью в общественном секторе.

Статьи по теме:


Оригинал: O'Reilly Radar
Источник перевода: worldwebstudio

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100