На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Работа за рубежом

Практиканты на выезде

У российских менеджеров есть отличная возможность познакомиться с зарубежным опытом. Причем почти даром -- пройдя стажировку за границей. Иностранцы не только оплачивают все расходы, но и охотно делятся своими секретами.
Набираться опыта за границей российские менеджеры стали с начала 90-х годов. Тогда иностранные общественные организации стали активно предлагать российским менеджерам зарубежные стажировки. Одной из первых в Россию пришла программа TACIS, финансируемая Советом Европы. Затем к ней присоединились и другие программы европейских и американских организаций-доноров. Сейчас их около двадцати. TACIS на все свои проекты в России тратит не менее $50 млн в год. Великобритания, Финляндия, Швеция и Дания -- соответственно, по $5 млн, $10 млн, $7 млн и $3,5 млн. А расходы Германии на эти цели с 1998-го по 2003 год составят в общей сложности около 20,5 млн евро.

Вся президентская рать

Больше всего стажеров едет за границу в рамках президентской программы по повышению профессионального уровня управленческих кадров, которая началась в 1998 году. За последние три года в ней участвовали 5200 российских менеджеров. Кандидаты (в возрасте от 25 до 40 лет) должны иметь стаж работы не менее года и владеть иностранным языком. Правда, топ-менеджерам иногда предоставляются бесплатные услуги синхронного переводчика.
Если у стажера нет специального экономического или финансового образования, ему придется пройти теоретическую подготовку в российских вузах продолжительностью от четырех до девяти месяцев. Затем нужно представить в донорскую организацию рабочий документ с рассказом о проблемах своей компании и целях поездки. Обычно за границу уезжает примерно половина стажеров, прошедших конкурсный отбор на программу. Можно поехать стажироваться не менее чем в 15 стран -- в Европу, Японию, Канаду и др.
Уже за границей преподаватели формируют для каждого специалиста окончательный вариант стажировки. Для этого проводятся ознакомительные семинары, консультации и т. д. В итоге на зарубежное предприятие менеджер отправляется с четким рабочим проектом (training project). Его знакомят с производством, формой управления компании и пр. Затем проходит заключительный семинар. В идеале стажер должен вернуться домой с ответами на все интересующие его вопросы. А также с примерным бизнес-планом, который он начнет реализовать в своей компании.
Санал Бадмаев, начальник отдела валютного контроля Альта-банка: "Я проходил стажировку в Японии, там очень скрупулезно относятся к подобным программам. У японцев все продумано до мелочей, и эта стажировка была сплошным удовольствием." А Александр Рудченко в пору своей работы в Российском центре подготовки космонавтов стажировался в Европейском космическом агентстве. Александра обучали менеджменту в сфере космической деятельности. По его словам, после стажировки он смог реализовать все те новшества, о которых узнал за границей.

Не только по госканалам

Некоторые западные организации (Британский совет, голландцы, французы и канадцы) работают с российскими менеджерами только в рамках президентской программы. Другие (TACIS, японские, итальянские и большинство скандинавских организаций-доноров) устраивают стажировки и для управленцев со "свободного рынка". Разумеется, эти программы отличаются друг от друга. Например, существуют индивидуальные и групповые стажировки, одни больше ориентированы на теорию, другие -- на практику. Требования к участникам тоже разные.
Так, в Manager Training Program (MTP), организуемой TACIS, не могут участвовать банкиры, консультанты и госчиновники. Мишель Форже, руководитель проекта TACIS в России: "Европейские банкиры не спешат принимать иностранных коллег, а консалтинговые компании отказываются растить себе конкурентов." У MTP есть два вида программ. Первая (на месяц) -- для высших руководителей с опытом управленческой работы более десяти лет. Менеджеры проходят стажировку на предприятиях в двух странах Западной Европы (если нужно, им предоставляются переводчики). Вторая (на 2─3 месяца) -- для менеджеров среднего и низшего звена с опытом работы от трех лет. Каждый месяц TACIS может отправлять по четыре группы сразу в несколько стран.
Германские организации требуют от претендентов владения немецким языком. Если с этим проблем нет, можно обратиться в Общество Карла Дуйсберга (ОКД). Для молодых менеджеров среднего звена ОКД разработало программу Trainee. Она проходит ежегодно и длится 3─6 месяцев.
ОКД славится тем, что обучение по его программам основано на интерактивном подходе. Так что стажер должен быть готов к участию в ролевых играх, изучению бизнес-кейсов и выполнению домашних заданий. Удельный вес теоретической части в обучении мал -- основное внимание уделяется приобретению опыта. Если стажеры пропускают занятия, их могут отправить домой.
Как правило, предпочтение отдается стажерам из таких отраслей, как энергетика, охрана окружающей среды, транспорт и переработка пищевых продуктов. Банкиров на программы ОКД не принимают. Всем стажерам выплачивают стипендию из расчета 20 евро в день; кроме того, они получают 25 евро в месяц на приобретение специальной литературы.

Фрилансеры

Некоторые организации работают только с менеджерами со "свободного рынка". Например, есть стажировочная программа Indian Training and Economic Cooperation (ITEC) -- каждый год в ней могут участвовать 70 человек (от стажеров требуется знание английского языка). Длится практика от полугода до года -- все это время индусы платят менеджерам стипендию. Правда, в Индии производство использует в основном ручной труд, поэтому такие поездки позволяют приобрести не столько практические навыки, сколько деловые знакомства и связи.
Много возможностей для практики предоставляют американцы. Так, стажировки Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX) рассчитаны на представителей малого и среднего бизнеса, уже имеющих или планирующих открыть в России свое дело. Поехать в США по одной из программ IREX -- Business for Russia (BfR) -- могут топ-менеджеры, имеющие опыт работы в малом и среднем бизнесе. Желательно, чтобы участник мог понимать английскую речь. В Америке стажеры проводят пять недель. Другая программа -- "Сотрудничество профессиональных объединений" (СПО) -- для специалистов в области развития бизнеса, правовых и некоммерческих организаций. Как и BfR, СПО работает с 13 российскими регионами. Здесь стажировки короче -- 2─3 недели. Зато участникам СПО не нужно знать английский -- переводчики им гарантированы. Стажерам выплачивают стипендию ($25 в день).
Другой известной американской программе -- SABIT -- в этом году исполнится уже 12 лет. Каждый год SABIT отправляет в Штаты около двухсот российских специалистов (участвовать могут менеджеры среднего и высшего звена). Возможны два вида стажировок: индивидуальные (3─6 месяцев) и специализированные групповые (на один месяц для групп по 18 человек). На групповых программах организация оплачивает услуги переводчика, перелет, проживание, страховку, питание и мелкие расходы. Ежегодно SABIT устраивает около 20 специализированных поездок. Например, в этом году запланированы программы по развитию транспортной инфраструктуры, энергетике, химической промышленности и пр.
SABIT считается одной из самых результативных программ. Ее участники по возвращении нередко становятся представителями американских компаний в России, открывают собственный бизнес или основывают совместные предприятия. Кредитный инспектор компании Delta Leasing Оксана Евтушевская проходила стажировку в SABIT: "Программа была составлена очень грамотно, а контингент в группах подобран идеально для делового и личного общения. В профессиональном плане поездка оказалась полезной для всех участников группы. К примеру, нас обучали стратегии fund raising -- "теории собирания денег". Оказалось, что добыча денег -- это целая наука. В результате поездки мы смогли создать профессиональную лизинговую ассоциацию "Петербург-лизинг"."

Опыт в обмен на связи

Основная проблема при организации стажировок -- подбор принимающих компаний. Обычно их поиском занимаются сами организации-доноры. Но проблема в том, что никто не может заставить ту или иную компанию принять стажера. Поэтому если кандидат, зачисленный на программу, сам найдет принимающую компанию, это только ускорит его отъезд. Чем убедительнее будет составлена заявка и сформулировано проектное задание, тем больше шансов вызвать к себе интерес. Можно обратиться за помощью в поисках к какой-нибудь общественной организации. Например, международный фонд "Культурная инициатива" Джорджа Сороса собирает базу данных о менеджерах, владеющих иностранными языками и заинтересованных в прохождении стажировок в Америке, Австралии и Западной Европе. Доступ к этой базе имеют многие иностранные компании.
Впрочем, есть немало западных фирм, заинтересованных в наших стажерах. Анна Непесова, координатор программы RPMTI Британского совета: "Принимающие компании никаких денежных расходов по программам не несут. Их вклад оценивается стоимостью времени, потраченного на стажера." В то же время зарубежные фирмы получают возможность установить деловые контакты с российскими компаниями.
Словом, стажировки эти вполне взаимовыгодные. Елена Войтенко, координатор шведской программы "Нордпрактик": "Если после программы у менеджера появляются знания и опыт, которых ему недоставало, наша миссия выполнена. И мы уделяем большое значение тому, насколько плодотворным оказался обмен опытом."
Для "закрепления материала" и обмена мнениями организации-доноры устраивают постпрограммные семинары (follow-up). Марина Грашина, координатор канадской программы YDF: "У нас такие семинары проходят раз в год. Так мы помогаем грамотно воспользоваться полученными во время стажировок навыками."

"Не всякий положительный опыт может прижиться в России"

Олег Комиссар, руководитель отдела ОНПП "Технология", проходил стажировку по программе TACIS-MTP. По его словам, в профессиональном плане он получил очень много._
Для тех, кто хочет улучшить свою работу с помощью европейского опыта, отбор на стажировку не представляет особого труда. Главное знать, чего ты сам хочешь.
Стажировку я проходил с мая по июль позапрошлого года. В нашей группе было 15 человек. Первую неделю мы учились в центре DMAN недалеко от Ганновера. Нам читали введение в немецкую экономику, курс ускоренной адаптации к германской действительности и пр. Каждый из нас с помощью куратора разработал индивидуальный план-проект своей стажировки исходя из целей, которые мы наметили перед поездкой. Это помогло адаптировать наши планы, которые мы готовили в России, к реальной ситуации на германском предприятии.
Следующие пять недель -- стажировка (как правило, индивидуальная) в принимающей немецкой фирме. Наши фирмы находились как в западной, так и в восточной части Германии; их нам подбирали в основном по нашим предложениям, которые мы изложили в анкетах еще в России. Но самый жаркий этап подбора принимающей фирмы все равно попадал на наших кураторов в первую неделю нашего пребывания в DMAN. Дело в том, что лишь несколько компаний заранее подтвердили намерение взять российского практиканта на такой длительный срок.
На стажировку я попал в фирму ERA-Beschichtung, которая разрабатывает и производит полимерные материалы для отделки салона автомобилей BMW, Volkswagen, Opel, Mercedes, Skoda, Mazda. Я был там первым стажером из России.
Потом трехдневный сбор в DMAN -- для обмена опытом, промежуточного контроля хода стажировки со стороны кураторов DMAN и возможной ее корректировки (вплоть до замены принимающей фирмы). Особенно ценным был обмен опытом. Ведь мы были на 15 различных фирмах по всей Германии, каждая из которых работала на рынке по-своему. Широко распространенное заблуждение -- российский руководитель побывал на одной германской фирме, потом вернулся на родное предприятие и сообщает: "В Германии такую-то проблему решают следующим образом". А оказывается, что путей решения много и европейский рынок требует от менеджера применять разнообразные методы, гибко меняя их.
Потом пять недель -- продолжение стажировки на той же фирме. И наконец, заключительный европейский семинар, на который съезжаются стажеры всех групп, находящихся в данный момент в странах ЕС. У нас он проходил в Милане.
Еще в Германии я начал понимать, что не всякий увиденный положительный опыт может прижиться в России, многое будет просто отторгаться людьми. Примерно 30% полученных знаний в России можно внедрить напрямую, около 20% -- с некоторой доработкой. Остальные 50% нам надо создавать самим.
И все-таки стажировка оказалась для меня очень полезной. Вернувшись в Россию, я, в частности, осуществил полное техническое переоснащение отдела, первый этап его реструктуризации, ввел методику подготовки и отбора молодых специалистов.

Юлия Громова
The Career Forum

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100