На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Кадровые технологии
Premium Managemen Марина Наппа Онлайн-курс Запишись сейчас

Российские компании выросли из тренингов и примеряют корпоративные университеты

Российский бизнес хотя и представляет собой некую обособленно взращенную культуру, подвержен тем же тенденциям, что и его мировой «собрат». Конкуренция заставляет многие крупные российские корпорации серьезно задуматься об эффективности методов борьбы за выживание. Если еще в недалекой ретроспективе руководители компаний, осознав необходимость повышения квалификации своих сотрудников, ограничивались подбором соответствующих тренинговых программ, то в последнее время этот вопрос встал намного шире. При ответе на него велосипед изобретать не пришлось — Запад помог и на этот раз, ведь там еще в начале 60-х годов прошлого века была внедрена практика внутрифирменного образования под названием «корпоративный университет» (КУ).

Достоянием российских бизнесменов КУ стали в «постперестроечный» период, когда на восточный рынок пришли такие компании как Coca-Cola, McDonaldўs, Motorola и др. Однако заметно изменилось отношение в российских компаниях к обучению персонала после 1998 года. Темпы внедрения КУ в бизнес-практику многообещающи: по данным компании Corporate University Xchange, специализирующейся на анализе данных в области корпоративного обучения, в период с 1980 по 2000 г.г. их количество возросло в 5 раз (с 400 до 2000), а к 2005 году прогнозируется превалирование корпоративных университетов по сравнению с высшими учебными заведениями.

На экспертном совещании Ассоциации менеджеров «Корпоративные университеты: эффективные модели и практика внедрения», прошедшем в середине октября этого года, представители российских компаний делились первым опытом создания КУ. Актуальность внутрифирменного образования очевидна: по данным исследований консалтинговой компании McKinsey, три четверти из 200 крупнейших инвесторов полагают, что качество корпоративного управления имеет такое же значение для вложений инвестиций, как и ее финансовое показатели. И это при том, что из-за высокого «индекса непрозрачности» корпоративного управления Россия недополучает ежегодно $10 млрд. прямых инвестиций. Выход один: внедрение более эффективных методов обучения персонала компаний.



КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПАНИИ COCA-COLA
Ежегодную профессиональную подготовку и курсы повышения квалификации проходят все сотрудники компании Coca-Cola. Учебные планы разрабатываются в учебном центре Coca-Cola в Атланте, столице штата Джорджия. На учебу каждого сотрудника отводится не менее двух недель в год. Для специалистов финансовых подразделений Coca-Cola разработана специальная программа повышения квалификации — «Finance Associates Skills Training» (FAST). Один из обучающих методов этой программы — так называемый «учебный ланч», участники которого проводят дискуссии по отдельным проблемам финансового менеджмента и бухгалтерского учета. А для менеджеров по работе с клиентами создан специальный интенсивный курс «Connecting with Customers».


Системы внутрифирменного образования активно внедряют или планируют недрять «Газпром», «Юкос», «Росинтер Ресторанс», «Ингосстрах», «Евросиб» и др. Несмотря на то, что Запад уже давно «смакует» эффективность КУ, Россия не следует в числе аутсайдеров, поддерживая лишь господствующий в последнее десятилетие мировой бум.

«Компании, которая собирается выживать, корпоративный университет не нужен по определению, — говорит исполнительный директор MTI Марина Шакалова. Как считает Марина, существует три основных принципиальных отличия КУ от других форм корпоративного обучения, которые отодвигают последние на второй план. Первое —системный подход, второе — непрерывность обучения. «Задача корпоративного университета не научить, а учить», — считает Марина. И, наконец, третьей преимущественной характеристикой КУ является его распространенность на все уровни менеджмента организации.

Какое же качественно новое решение проблемы повышения квалификации сотрудников компании таят в себе КУ? Почему традиционные в таких случаях тренинговые центры постепенно отходят на второй план?

— Единственный способ определения, что же такое корпоративный университет, заключается в постоянном анализе своих целей, своего опыта и опыта других, а также постановке своих собственных задач для этого корпоративного университета, — считает исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко.

Ни тренинговые центры, ни программы МВА, на которые топ-менеджмент направляет своих сотрудников, не соответствуют сиюминутным — а уж тем более — стратегическим задачам компании. Даже вузы уступают КУ с точки зрения программ по подготовке менеджеров и курсов повышения их квалификации. В условиях, когда внутрифирменное образование создается на частном уровне и все чаще использует практику «открытых дверей», КУ позволяют даже незанятым в данной компании людям посещать предлагаемые курсы. «При составе компании около 3 тысяч человек студентами нашего КУ являются порядка 5,5 тысяч», — говорит начальник управления по обучению и развитию компании «Росинтер Ресторанс» Олег Бекбулатов. Поэтому в области управления бизнесом и IT-технологий фирменные вузы могут составить мощную конкуренцию традиционным.


КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПАНИИ DAIMLER CHRYSLER
Компания Daimler Chrysler объявила об открытии Корпоративного университета в 1998 году, сразу после слияния Daimler-Benz с американской компанией Chrysler. На эти цели концерн выделил более 10 млн. евро. Штаб-квартира университета находится в Штутгарде, но семинары и различные курсы планируется проводить во всех филиалах концерна. Студентами этого учебного заведения станут все 5 тысяч менеджеров среднего и высшего звена компании, срок их обучения будет варьироваться от нескольких месяцев до года. Как считает руководство концерна, университет будет взаимодействовать с ведущими в мире школами бизнеса, включая гарвардскую.


Примечателен и тот факт, что КУ могут проявлять себя как центры прибыли, а не только как центры затрат. Помимо совершенствования знаний и навыков своих сотрудников, они могут использоваться для обучения менеджмента заказчиков, поставщиков и дистрибьюторов, генерируя тем самым дополнительные потоки доходов. В первую очередь, здесь речь идет об экономии.

— Мы экономим очень большие деньги, — говорит руководитель центра повышения квалификации компании «Ингосстрах» Любовь Гвоздилина. — Например, по техникам продаж мы сэкономили $76 000, по региональным программам — порядка $80 000. Мы посчитали стоимость внешних программ — сколько бы стоили семинары по страхованию грузов или другим видам страховых операций — и соотнесли это с объемом наших учебных часов и количеством людей, занятых в этих программах.

Однако влияет ли именно создание корпоративного университета на рост компании? «На уровне компании это понять сложно, — считает Марина Шакалова. — Но финансовые аналитики, в частности на фондовых биржах, которые оценивают компании, имеют соответствующие алгоритмы. Когда компания «Вим Билль Данн» выходила на Нью-Йоркскую фондовую биржу, 12% оцененной стоимости по экспертной оценке аналитиков было отведено управленческой команде компании. Это и есть измеримость результата».

По словам Любови Гвоздилиной, в компании «Ингосстрах» заполняется оценочный лист, а затем все данные сводятся к цифрам. За 2000 год эффективность внешних программ, посещенных сотрудниками Ингосстраха, составила 36%, эффективность же внутренних — 76%. Сейчас в компании придерживаются соотношения 30-70 в пользу внутренних форм обучения.

За последнее десятилетие значительно увеличившееся число КУ стало привлекать к себе все большее внимание деловых и академических кругов. По мере того, как компании стремятся покорить вершины в тех или иных отраслях, возрастает необходимость обращения к практическому опыту и таланту своих сотрудников, которые и обеспечивают желаемое лидирующее положение в бизнесе. Гарантию требуемых знаний представляют собой создаваемые в таких случаях КУ, вытесняющие традиционные тренинговые центры и конкурирующие с вузовскими программами.

Артур Саруханов
The Career Forum

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100