На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Кадровые технологии

Копилка заблуждений о коучинге

Коучинг в России — новое, бурно развивающееся и, безусловно, перспективное направление организационного консультирования. Как любая новинка, на которую возлагаются большие надежды, за время своего существования (коучинг пришел к нам в начале 90-х годов) он успел обрасти множеством мифов, легенд и заблуждений.

Основное заблуждение связано с тем, что токование понятия коучинга принято давать через различия между ним и другими направлениями работы в сфере психологии. На вопрос «Что такое коучинг?» отвечают «Коучинг — это не …». Ниша, занимаемая коучингом в сфере консультирования, определяется по принципу хорошей рекламы — демонстрируется уникальность продукта. В результате коучинг замыкается в пределах этих ограничений и теряет связи с уже накопленным опытом.

Российскую психологическую действительность отличает отсутствие единых правил консультирования, организационных, юридических и этических норм. Коуч работает по принципу кустаря-одиночки, реализуя собственные идеи. Клиент — не база для творчества, но в коучинге именно от него зависит то, как коуч распорядится персональной ответственностью за свои действия. В настоящее время именно коучинг формирует образ организационного консультирования, и не хотелось бы повторения печальной истории с дианетикой, когда-то оказавшей медвежью услугу психологии, превратив ее в инструмент манипулирования обывателями.

Огромное число заблуждений связано с принципами коучинга, позицией коуча и ожиданиями обратившегося к нему клиента. Считается, что коуч должен помогать в раскрытии потенциальных возможностей клиента и для этого не обязательно иметь представление о проблемах бизнеса. Грамотный коуч должен сочетать оба аспекта — личностный подход к клиенту и ориентацию в той области бизнеса, в которой он осуществляет коучинг. Одно без другого невозможно — не имеющий психологического содержания коучинг сводится к профессиональному обучению, а коуч, не учитывающий особенностей сферы бизнеса клиента, способствует его саморазвитию вне профессиональной реальности.

Это тем более важно, что часто коучинг смешивают с личностной терапией. Учиться (и учить) самореализации можно бесконечно, в то время как коучинг ориентирован на достижение результата через раскрытие внутреннего потенциала клиента. Каждый клиент имеет свою уникальную стратегию, благодаря которой уже достиг успеха, и не важно, в какой области. Задача коуча сводится к тому, чтобы помочь клиенту раскрыть свою стратегию, прежде всего, за счет выделения временных и энергетических ресурсов на это.

Велико искушение коуча обеспечить себе постоянство, став для клиента незаменимым тайным советником. В коучинге клиент — здоровый человек, за которым не нужно ходить тенью. Эффективный коучинг предполагает обретение клиентом самостоятельности, выход на свободу, в том числе и от коуча.

Считается, что коучинг не дает готовых рецептов. Коуч не привносит свои убеждения и свое видение в жизнь клиента. Способ действий клиента может нуждаться в коррекции, но он всегда лучше, чем подаваемый извне, поскольку опирается на внутренний потенциал клиента, его индивидуальные особенности и опыт. Решение, не основанное на личном опыте, редко дает положительный результат. Означает ли это, что работы с готовыми решениями нужно избегать? Уже существующие, известные способы достижения цели могут стать стартовой площадкой для создания собственной уникальной стратегии клиента.

Коуч должен быть объективным. Коучинг основан на принципе коммуникативного сотрудничества, предполагающем доверительные отношения. Политика коучинга не является оберегательной, и вопрос о том, как соотносить ее со взаимным доверием, остается открытым. Коуч не может сохранять отстраненность в работе клиента уже потому, что включен в непрерывную систему личностных отношений с ним. В утверждении «С клиентом нужно дружить (не дружить)» верно все, кроме слова «нужно». Здесь имеются в виду не крайние варианты непрофессионализма, открытая оценка жизненной позиции, личности, убеждений клиента. Коуч — здоровый человек (и мы надеемся, у него есть свой коуч), поэтому существующие между ним и клиентом отношения — сами по себе рабочие инструменты.

Фантастическая популярность коучинга приводит к тому, что коучу присваивается высокая статусно-ролевая позиция. Часто клиенты не имеют определенного представления о коучинге, зато хорошо знают, что коучинг — «это круто». Сегодня, чтобы выгодно продать любую консультативную технологию, достаточно назвать ее словом «коучинг», а чтобы повысить престиж консультанта, достаточно сказать, что «коуч» — его второе имя. Ожидание чуда у клиента в процессе работы переходит в намерение достичь результата, справиться с конкретной проблемой. Иногда даже опытному коучу трудно оценить эффективность коучинга как технологии применительно к целям клиента, и, если потребуется, предложить тренинг, профессиональное консультирование, психотерапию.

Коучинг не решает всех проблем, возникающих в организационном консультировании, и все же: если одним ключом нельзя открыть все двери, но им можно открыть хотя бы одну из них.



Наталия Боровикова,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры организационной психологии, научный руководитель Лаборатории «ЛОКУС»

Наталья Аносова,
бакалавр психологии,
тренер-консультант Лаборатории «ЛОКУС»



The Career Forum

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100