Только за деньги работать нельзя, нужна
идея, считает Михаил Залищанский,
основатель крупнейшей в стране сети
видеопрокатов "Видеобум".
Основанная два года назад сеть
насчитывает 70 салонов, ее годовой оборот
превышает $4 млн. До того как начать свое
дело, Залищанский успел многое: занимался
научными исследованиями в области химии,
работал таксистом в Австралии, издавал
журнал "Андрей" и торговал перьями
страусов в Москве.
Свою сеть видеопрокатов он основал два с
половиной года назад, опередив на полгода
двух других нынешних лидеров московского
рынка, "Авалон" и "Видеоленд". Это
было очень удачное время для старта. Сейчас
быстрый рост сети видеопрокатов был бы уже
невозможен, по крайней мере в Москве. "В
1999 г. можно было за четыре-пять месяцев
окупить вложенные в салон $25 000, - говорит он.
- Сегодня это два-три года в лучшем случае".
Не лучшим образом повлиял на рынок пожар на
Останкинской телебашне. "Это было
большой трагедией для нашей индустрии. Те 10
дней принесли огромные выручки, но обратили
на нас внимание", - объясняет основатель
"Видеобума". Сотни людей решили, что
это очень выгодный бизнес, и ринулись
открывать прокаты. К маю 2001 г. рынок уже был
насыщен. "Если бы все развивалось без
пожара башни, рынок насытился бы только к
лету этого года, - говорит Залищанский. -
Сейчас в Москве около 1000 прокатов, а городу
нужно 500 - 600. Многие из них не переживут это
лето".
Сети видеопроката появились в России
примерно на 15 лет позже, чем на Западе. Сеть
Blockbuster, насчитывающую 8000 салонов (в прошлом
году они выдали в аренду жителям разных
стран видеокассет на сумму $4,3 млрд) ,
основал в 1980-х гг. предприниматель Дэвид Кук.
Поглотив несколько сетей в разных странах,
в частности в Великобритании, Blockbuster стала
крупнейшей в мире видеопрокатной компанией.
После чего в 1992 г. ее купил гигант медиа-индустрии
компания Viacom, владеющая также CBS, Paramount Pictures,
United Paramount Network (UPN) , MTV Networks и проч. У второй в
США сети, Hollywood Entertainment, гораздо более
скромные размеры: она состоит сегодня из 1800
салонов с годовым объемом продаж $1,4 млрд.
В то время когда в Америке зарождался
бизнес, связанный с прокатом кассет,
Залищанский учился на химфаке МГУ и
руководил студенческой дискотекой. После
окончания университета он попытался
заняться бизнесом: купив несколько
видеомагнитофонов "Электроника ВМ12",
открыл в одной из аудиторий МГУ видеосалон.
Недавние студенты заработали огромную
сумму - 5000 руб. (студенческая стипендия
тогда составляла 40 - 60 руб. ). Вскоре выгодное
предприятие прикрыл партком МГУ. Три года
Залищанский посвятил науке, потом опять
занялся бизнесом - в течение года издавал
мужской журнал "Андрей". Но возникли
проблемы между партнерами, Залищанский
ушел из журнала. Потом решил на год поехать
в Австралию, чтобы наконец поработать по
специальности, а заодно поучить английский
язык. Год вылился в пять. На работу по
специальности сразу устроиться не удалось,
и Залищанский девять месяцев работал
таксистом. Со временем он все же получил
работу, на которую рассчитывал, - был принят
в лабораторию материаловедения Академии
наук Австралии. Контракт был рассчитан на
два года. "Это было очень скучно, несмотря
на то что по специальности и абсолютно в
тему. Я искал еще какого-то приложения своих
сил", - рассказывает Михаил.
Тут и возникла опять тема видео. Жители
Австралии страдают от синдрома удаленности
от остального мира, в частности из-за этого
там столь активно развивается индустрия
туризма и видео. Русские эмигранты в
Мельбурне и Сиднее страдали от синдрома
удаленности даже больше, чем коренные
жители: купить русский фильм можно было
лишь в одном из эмигрантских магазинов, где
несколько десятков фильмов продавались
вместе с рыбой, колбасой и консервами.
Залищанский решил сыграть на этом и открыл
с партнером, тоже эмигрантом, "фирменный
специализированный прокатик" на 14 кв. м,
всего на 800 кассет. Под проект получил
кредит в 6000 австралийских долларов ($3000) под
24% годовых. Прежде чем начать бизнес,
Залищанский специально нанялся на работу в
одну из крупнейших видеопрокатных сетей -
чтобы понять, как все устроено.
Кредит вернули через пять месяцев. Но потом
дела пошли хуже: появились конкуренты, цены
пришлось снижать. Наконец, все фильмы
клиенты уже пересмотрели, а новые в России в
это время почти перестали производить. И в
1997 г. Залищанский вернулся на родину,
оставив дело партнеру. Пробовал продавать
австралийские страусиные перья российским
театрам (неудачно). И опять вернулся к видео.
Еще в Австралии Залищанскому пришла в
голову идея, что в России есть структура,
полностью готовая для строительства
видеосети, - сеть муниципальных библиотек.
"Все приемы работы - жанры, полки,
формуляры - абсолютно идентичны", -
говорит он. Залищанский нашел инвестора,
согласившегося дать $12 000, добавил к ним свои
5000 австралийских долларов и в мае 1997 г. в
отделе абонемента одной из библиотек на
западе Москвы открыл салон проката. Полтора
года проект прибыли не приносил. "[К этой
услуге] не был готов ни потребитель, ни
рынок", - объясняет сейчас
предприниматель. Помимо прочего, фильмы
приходилось катать нелегально - кассет с
правом проката на российском рынке почти не
было. В конце концов в рамках начавшейся
борьбы с пиратством крупные дистрибьюторы
кассет попытались закрыть видеотеку. Но
один из них, "Видеосервис", неожиданно
предложил Залищанскому сделать салон для
них. На деньги "Видеосервиса"
Залищанский открыл прокат "Видеоленд"
- первую в столице и стране видеотеку,
похожую на аналогичные западные. Сходство
было хотя бы в том, что с клиента не
требовали залога. А с залогом прокату не
достичь больших оборотов.
Дальше "Видеосервис" стал развивать
свою сеть сам - сейчас в ней 32 салона. А
Залищанский решил создавать свою сеть.
Первый салон под фирменной желто-синей
вывеской "Видеобум" открылся на Чистых
прудах в мае 1999 г. Денег у Залищанского не
было: под каждый конкретный адрес он
привлекал инвестора, дававшего деньги за
долю в бизнесе. Контрольный пакет
предприниматель всегда оставляет себе.
Сейчас в сети "Видеобум" 70 салонов
общей торговой площадью 5000 кв. м: 25
франчайзинговых, остальные открыты на
деньги 20 инвесторов - физических лиц. Помимо
прочего, большое количество юрлиц в бизнесе
дает ему возможность платить налог по
упрощенной системе налогообложения, 10% с
оборота. Но, признает предприниматель,
очень мешает управлять бизнесом.
Через год после старта бизнеса начались
трудности: пожар на Останкинской башне
ужесточил конкуренцию, летняя жара
прошлого года также плохо сказалась на
оборотах - москвичи предпочитали выезжать
на природу, а не смотреть фильмы. Многие
точки, которые были тогда открыты,
оказались убыточными. Началась медленная
волна закрытий, которая продолжается до сих
пор.
Себестоимость услуги постоянно растет из-за
роста арендных ставок и стоимости кассет: в
1999 г. кассета с правом проката в среднем
стоила 150 руб. , год назад 220 руб. , сейчас - 350
руб. Но цену на эту услугу поднимать нельзя.
Нельзя нарушать психологическую формулу
цены проката: она должна быть в пять раз
ниже, чем цена продажи. Больше 40 руб.
москвичи пока не готовы платить за прокат
фильма, объясняет предприниматель. Для
открытия нормального салона в Москве уже
требуется не $25 000, как два года назад, а
около $40 000.
Многие московские прокаты скоро не
выдержат конкуренции, считает Залищанский.
"Этот бизнес кажется простым: что там -
взял кассету и даешь напрокат. Но для того
чтобы это было рентабельно и прибыльно,
нужно соблюсти десятки разных деталей.
Например, правильно сформировать фонд
кассет из 9000, которые есть в каталоге".
Или ценовая политика. Чтобы стимулировать
потребителей в мертвый сезон, летом, "Видеобум"
ввел прокат на три дня: чтобы человек мог
взять кассету на дачу. Важен и интерьер: "Там
должно быть уютно, должно возникать желание
копаться, искать что-то, а не просто взять
кассету и быстро уйти".
"Видеобум", как и другие сети - "Авалон-видео"
(эта сеть принадлежит многопрофильному
московскому холдингу "Авалон) и "Видеоленд",
- теперь пробует развивать бизнес в
провинции. Но, открыв салоны в Самаре,
Таганроге и Чебоксарах, Залищанский, по его
словам, приостановил развитие региональной
сети. Обороты там не поднимаются выше 100 000
руб. в месяц на салон (в Москве успешным
может считаться прокат с оборотом не меньше
150 000 - 160 000 руб. в месяц).
Впрочем, Залищанский, оставив оперативное
руководство наемному менеджеру, намерен
заняться новым бизнесом. Он, как и
видеопрокат, должен быть связан с услугами
"европейского уровня, но доступными"
широкому слою потребителей.
Предприниматель изучает рынок кофеен, а
пока оказывает частные услуги в более узком
сегменте - консультации для желающих
эмигрировать в Австралию.