На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Образование и карьера
Разделы в "Образование и карьера":
MBA

Пусть меня научат!

Новый учебный год общественность встретила с привычным энтузиазмом и пафосом. Всё как обычно - первый звонок, море вдруг подорожавших цветов, праздничные речи и линейки на асфальтированных школьных дворах. Впрочем, отработанные годами и почти не претерпевшие изменений с советских времен ритуалы выглядели в этом году несколько иначе. Очень уж бросались в глаза эклектичность всей отечественной системы образования, умудряющейся сочетать в себе "платность" и "бесплатность", новые учебники, судя по выступлению одного из членов Госсовета, предлагающие ученикам посчитать, сколько раз один школьник плюнул в стакан другому, и - бодрые песни недавнего прошлого, утверждающие, что не расставаясь с комсомолом можно добиться вечной молодости. Наконец, к всеобщему удивлению, шестилетние малыши снова в массовом порядке сели за парты, не получив (как и их родители) внятного объяснения, чему, как и, главное, сколько им придется учиться.

А пуговка не наша!

О низком уровне менеджмента в российских ИТ-компаниях говорится и пишется много. И действительно, многие столичные предприятия заинтересованы в повышении квалификации своих менеджеров, причем уже не только в высшем эшелоне управления. Вот только в регионах дела обстоят значительно хуже.

Большинство руководителей региональных компьютерных фирм — действительно относятся к "самородкам", имеющим отнюдь не предпринимательское, а зачастую и не "компьютерное" образование. Никто не сомневается в том, что "технические" сертификаты и статусы (от Microsoft, Oracle и т. д.) нужны: наличие таких "бумажек" гарантирует определенный уровень заказов. Но с бизнес-образованием всё совсем иначе, а уж о сертификатах МВА речь вообще заходит очень редко. Есть основания утверждать, что у руководителей региональных компаний сложились четкие ассоциации: "хорошее бизнес-образование — западная манера ведения бизнеса", а ведь как раз эта манера в силу "национальных особенностей" пока с трудом приживается в России.

Кроме того, определенные опасения вызывают два совершенно элементарных обстоятельства: далеко не каждое предприятие готово на длительный срок расстаться с ценным работником (а другому такое образование и не требуется), к тому же специалистов, мыслящих "не нашими" категориями, порой вообще боятся принимать на работу - считается, что зарубежный опыт ну никак не подходит для наших реалий.

Как-то в разговоре с руководителем одной из крупнейших ИТ-компаний Нижнего Новгорода промелькнула фраза, что вкладывать серьезные деньги в образование работников — дело неблагодарное, они ведь после этого и "сбежать" могут. С такой позиции к обучению своего персонала подходят, разумеется, не все, но, к сожалению, очень многие руководители. И наличие сертификата волнует их мало. Как говорится, "главное, чтобы человек был хороший, а работать мы его научим".

Когда же, несмотря ни на что, встает вопрос о получении качественного бизнес-образования, немаловажно и то, насколько далеко находятся сами учебные центры, а значит, заходит речь о том, насколько адекватны услуги местных бизнес-школ. Если говорить о Нижнем Новгороде, то здесь учебные центры созданы либо на базе кадровых агентств, либо - консультативных фирм. Исключение составляет, пожалуй, только "Алтекс Реинжиниринг". Многие центры приглашают специалистов из Москвы, например из Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Наиболее распространены программы для отделов продаж, по формированию миссии, стратегии, целей фирмы. При этом различные центры привержены разным школам консультирования, а самыми первыми в городе оказались "хаббардисты".

Консультант по образовательным услугам швейцарского фонда технического содействия Swiss Contact Иосиф Пуллер утверждает, что в Нижнем Новгороде нет бизнес-школ в традиционном их понимании. "Программы по MBA присутствуют в двух вузах: Нижегородском государственном университете им. Лобачевского на базе финансового факультета и в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса. Но последний, по имеющимся сведениям, до сих пор не получил лицензии на право преподавания этих дисциплин.

Всё остальное обучение, которое проводится на базе частных фирм, по большому счету - лишь курсы повышения квалификации. Это - краткосрочные программы, как правило, "практической направленности", системы тренингов для менеджеров среднего и высшего звена. И трудно утверждать, что соотношение цены и качества здесь на выгодном уровне".

Александр Алиев, alex@computerra.nnov.ru

Оксана Броневицкая, oksana@computerra.nnov.ru

Видимо чтобы довести интригу до конца, в речи, обращенной первого сентября в том числе и к моему сыну-первокласснику, приглашенный представитель то ли московских властей, то ли образовательных структур неожиданно заявил, что именно тем, кому в этом году впервые предстоит переступить школьный порог, придется сделать всё, чтобы наша страна стала наконец "достойной". Я внимательно вглядывался в лица первоклассников и радости от подобной перспективы что-то не обнаружил. Вопрос же о том, почему бы самому представителю властей и структур со товарищи не попытаться навести порядок в стране, остался без ответа - представитель как-то тихо слинял с букетом хризантем.

Благодаря умным правительственным референтам, решившим предварить начало нового учебного года в стране оценками сложившейся в сфере образования ситуации, мы узнали о том, что дела здесь обстоят не ахти, хотя вся конструкция и зиждется на прочных советских традициях, а следовательно, нуждается в изменениях плавных и неторопливых. Правда, те, кто ждал "реформы" системы образования в целом, не дождались. Может быть и к лучшему. В конце концов, знающие люди утверждают: в США ситуация в публичном (не частном) секторе народного образования еще хуже - там первоклассники чуть ли не год изучают одну-единственную дисциплину - американский гимн, а угнавший машину подросток, попавший в лапы полиции и называющий вымышленное имя, не в состоянии правильно его написать.

Всё это было бы отличным поводом для того, например, чтобы в очередной раз поднять душераздирающую тему преподавания основ информационных технологий в отечественных школах и вузах. Однако ответы на все вопросы, которые пытливый исследователь готов поставить перед собой, к сожалению, хорошо известны, и пока нет никаких оснований для того, чтобы ожидать не то что революционных, а хотя бы значимых эволюционных изменений. Зато уже в течение нескольких лет на российском рынке ИТ продолжается дискуссия о необходимости и пользе специализированного бизнес-образования. И вот это куда более близкий нам разговор.

Расстановка фигур здесь меняется пока мало, как и набор вводных тезисов. Рынок ИТ, как, собственно говоря, и большинство других рынков, складывался довольно стихийно; у руля большинства компаний, выстроенных так, как хотелось их владельцам, оказались люди с самым разным образованием, схожие, однако, лишь в одном - они успешно осваивали дисциплину под названием "бизнес" на практике, а не по учебникам, тестам и "кейсам".

Однако в последнее время наметился и другой вектор. Всё чаще выясняется, что глава той или иной компании, ее собственник или менеджер среднего звена вдруг получил бизнес-образование в одной из школ MBA. Так, может быть, пришла пора всем поголовно участникам рынка без всякого стеснения и стройными рядами отправляться в аудитории, чтобы научиться делать бизнес не так, как получается, а так, как надо? Вполне возможно. Вот только на поверку выходит, что проблем в сфере переподготовки кадров для сектора ИТ не меньше, чем у школьников, вынужденных назло математическим задачкам с плевками в стаканы и историческим экзерсисам, утверждающим, что это США разгромили Гитлера, превращаться в достойных людей цифрового века.

За парту?

"Такое направление внутрифирменной жизни, как "развитие персонала", начало активно распространяться в среде ИТ-компаний где-то два - три года назад, - анализирует ситуацию менеджер компании "АйТи" по маркетингу и рекламе Ирина Горбачева, — ведь этот сектор был создан в основном людьми, имеющими техническое образование, на среднем уровне менеджмента находились такие же "технари". Поэтому, чтобы наполнить слово "менеджер" содержанием, компании и начали разрабатывать программы обучения, ориентированные на оптимизацию бизнес-составляющей специалистов: тренинги, отдельные курсы и т. д. Апогеем этого процесса стало направление сотрудников на получение степени МВА. Причем апогеем как с точки зрения стоимости такого обучения (которая, в зависимости от степени престижности, иногда достигала десятков тысяч долларов), так, естественно, и с учетом бульших ожиданий компаний в отношении выпускников. Но к сожалению, на практике с ожиданиями всё оказалось не так просто".

Против не буду, но денег не дам!

Желание учиться - это всегда здорово. Вот только хорошо бы понимать - кого, где и как учить. Потенциальных "студентов" из сферы ИТ-бизнеса можно условно разделить на две группы. В первой окажутся молодые менеджеры (2-3 года в бизнесе, базовое образование любое, но не предпринимательское). Если такой человек стремится к получению степени MBA, то в принципе это не плохо. И есть надежда, что он узнает достаточно много нового, лучше постигнет принципы (в самом широком смысле) групповой работы, структурирует свой практический опыт. Но дальше встает несколько вопросов: сумеет ли такой специалист применить на практике то, чему его учили, сумеет ли адаптировать всё это к реальной жизни, есть ли у него интуиция и здравый смысл, ведь бизнес без интуиции и здравого смысла немыслим, а этому, увы, не учат.

Смоделируем ситуацию. Мой сотрудник говорит: "Я хочу пойти (поехать за границу) учиться на MBA, прошу компанию профинансировать это обучение". Если сотрудник, мягко говоря, неперспективен для компании — ответ ясен. Если же сотрудник обладает всеми качествами прекрасного менеджера, то я, скорее всего, отвечу: "Ты умный человек, зачем тебе терять время на то, чтобы тебе разжевывали материал, зачем рисковать тем, что рядом окажутся слабые ученики, ведь это приведет к потере 50% времени. Читай книги! И когда ты поймешь, что же именно из бизнес-науки тебе интереснее всего, выбери для себя набор коротких интенсивных курсов - и мы поговорим о финансировании!" Иными словами, продекларировав пользу MBA для молодого менеджера, я бы не стала поддерживать такое обучение. Не смею отговаривать, но деньгами не помогу. Ведь в MBA есть только два бесспорных достоинства: а) на Западе это чрезвычайно модно и получить без степени MBA высокооплачиваемую работу там нелегко и б) MBA дает эффективные связи. Ведь в основном в школы MBA идут люди, настроенные на карьерный рост, и, как правило, большинство из них в итоге занимает высокие позиции в бизнесе. А "братство MBA" - очень сильная штука.

Теперь вторая группа - менеджеры, которые работают в бизнесе давно, и сами предприниматели. Здесь традиционный курс MBA оказывается попросту бессмысленным во всем, кроме обретения связей. Ведь стандартный состав группы - молодые люди в возрасте от 24 до 27, которые работают в бизнесе 3-5 лет, а основа очного MBA case study - групповая работа. Но если у вас десятилетний опыт работы в бизнесе, то что вам обсуждать в одной команде с юношей 24 лет без опыта? То есть ему-то как раз очень повезет, а вы просто потеряете время. Кроме того, в обычном комплексе MBA для людей с таким практическим опытом огромное количество материала покажется абсолютно банальным и очевидным.

Не стану утверждать, что этой, второй, группе не нужно бизнес-образование. Нужно! Но это должны быть интенсивные (их еще называют executive) курсы. Можно рассмотреть и вариант executive MBA, ориентированный на руководство крупных компаний со всеми вытекающими последствиями. Обычно это полузаочные курсы: 5-6 поездок по паре недель. Но и цена соответствующая: $100 000 за курс - не потолок, а "средний вариант".

Кроме того, приходится учитывать и отношение руководителей ИТ-компаний к перспективам обучения своих специалистов. По словам генерального директора OCS Максима Сорокина, следует рассматривать два совершенно разных аспекта: "МВА для человека" и - "что такое сотрудник с МВА для компании".

"Для большинства специалистов МВА - это новые возможности карьерного роста, причем почти всегда в новой компании, а если это МВА от хорошего университета, - в новой стране. Но что значит для руководителя отпустить (а иногда и оплатить) такую учебу? Почти наверняка - потерять этого специалиста, - комментирует Максим Сорокин. - Дело в том, что рыночная цена такого человека вырастает в большей степени, чем польза, приносимая им компании. Хотя бывают и редкие исключения. Например, в том случае, когда сотрудник является акционером компании, пусть миноритарным. В таком случае я - "за". Но при условии обучения специалистов в одном из лучших университетов, поскольку всё остальное - профанация идеи".

Роксана Янборисова, директор OCS по маркетингу

По оценкам руководства "АйТи", дело прежде всего в том, что формулой хорошего специалиста по-прежнему остается сумма личных качеств, опыта, условий работы (окружение и уровень управленческой культуры), знаний и навыков, где каждое слагаемое играет ключевую роль. "Оставив в стороне такой субъективный фактор, как личные качества, остановимся на остальных. Что гарантированно "уносит" с собой выпускник МВА? Разумеется, два последних компонента: знание технологий менеджмента и навыки применения управленческих инструментов, полученные в ходе решения тестовых задач, так называемых "кейс-стади", взятых из практики "управленчески" развитых стран. А вдобавок - увесистый багаж личных амбиций, поскольку свой главный PR-акцент при привлечении слушателей бизнес-школы делают именно на повышении статуса, формировании "великой касты" из своих выпускников, - говорит Ирина Горбачева. — Но куда же возвращаются эти выпускники? Как правило, туда, где условия работы подчас радикально отличаются от тех рафинированных "кейс-стади", которые они привыкли разбирать во время занятий. В результате возникает огромное несоответствие между тем, "как учили делать", и — реальностью. При этом известно немало случаев, когда степень неприятия новоиспеченными МВА условий работы в своей компании была столь велика, что приводила к серьезным конфликтам с другими менеджерами и компания, вложившая большие средства в подготовку специалиста, его попросту теряла. Так что, на мой взгляд, здесь существуют два пути развития событий: не слишком реалистичный сценарий, когда число стипендиатов МВА и, соответственно, правильно поставленных бизнес-процессов превысит некую критическую массу и тогда, оказавшись в любой компании, выпускник бизнес-школы обнаружит вполне благоприятные условия для работы; и сценарий наиболее вероятный: компании, включая руководство, управленцев среднего и нижнего звена, будут вместе, постепенно формировать управленческую культуру организации в целом. И на определенной стадии этого процесса обязательно понадобятся профессионалы и технологи высокого класса со степенями МВА".

Создается впечатление, что в большинстве российских ИТ-компаний тема MBA и вообще идея дополнительного образования, "обучения менеджеров" сегодня одна из самых злободневных, причем на весах лежат всё те же гири: инвестиции и эффективность.

Занятно, но при том, что, кажется, с маркетингом бизнес-школ в России дела обстоят очень неплохо, общее отношение руководителей компаний к необходимости переподготовки своих сотрудников по версии MBA остается, мягко говоря, критическим и настороженным. Так, по словам генерального директора компании "Электон" Александра Фузеева, после нескольких семинаров у него сложилось в основном негативное отношение к доступным в России услугам в области бизнес-образования: "Я хорошо понимаю, что в любом бизнесе срабатывает около 60-70% закономерностей и лишь оставшаяся часть относится к уникальным особенностям конкретного рынка, однако то, что "дают" на большинстве бизнес-семинаров, гораздо больше напоминает уроки научного коммунизма в эпоху застоя — много воды и мало практической пользы. Конечно, в нашей компании осознают необходимость получения менеджерами дополнительного бизнес-образования, но и напрасно выбрасывать деньги, причем дважды - за "обучение” и за отсутствие менеджера на работе, мы не собираемся".

При этом чаще всего конфликт возникает на стыке бытующих в среде менеджеров представлений о путях собственного карьерного роста, усредненных клонов бизнес-образования и - практики российского бизнеса, в том числе высокотехнологического. Любопытный эпизод вспоминает директор компании "Велес-Дата" по маркетингу Михаил Зеленфройнд:

Было это году в 1993-94, если не ошибаюсь. В нашем вузе на основе факультета управления и прикладной математики была создана бизнес-школа — вместе с британскими коллегами. Обучение для студентов поначалу было бесплатным, затем - платным. Я ходил на собрание, где рассказывали о школе, дисциплинах и прочих радостях, но больше всего мне запомнился разговор в кулуарах - беседовали две девушки, умненькие и вполне симпатичные. "Ты знаешь, - говорила одна другой, - если получить этот диплом, будешь зарабатывать не меньше 500 баксов в месяц!" (огромные по тем временам деньги). То есть речь шла не о качестве образования, полученных знаниях и новых возможностях, а о цвете бумажек — покажешь генеральному синюю бумажку и можешь просить у него пять зеленых".

На взгляд исполнительного директора и регионального менеджера Fujitsu-Siemens Александра Казина, "степень МВА полезна, однако не дает пока существенных преимуществ в России. Полезна она для повышения собственного образовательного уровня и при планировании работы за рубежом. Ряд вакансий там может быть занят исключительно дипломантами МВА. Вот только в России это не так. Мы сталкиваемся с иллюзиями претендентов, будто степень МВА автоматически позволит им зарабатывать больше и занимать высокие посты. Однако в нашей стране отсутствует, в том числе и у меня, четкое представление о том, какие собственно бизнес-школы (российские или зарубежные) действительно обеспечивают достойный уровень подготовки, а какие занимаются фактически продажей таких степеней. На практике в нашей компании лучшие и самые работящие сотрудники не имеют степени МВА, они - специалисты-практики. Обучение же по программам МВА мы проводим скорее в виде поощрения, хотя у части сотрудников не хватает времени на обучение. Таким образом, вопрос об МВА это вопрос о том, что лучше — быть подкованным в теории или учиться на практике. Однозначного ответа, наверное, нет, но самое важное - понять, зачем человек стремится получить МВА. Если он целеустремлен, хочет научиться бизнесу — то это имеет смысл. Хотя такой человек, как правило, не пропадет и без МВА. А если степень МВА нужна лишь как "корочка" для получения неких преимуществ - это иллюзии. Тогда не стоит тратить время и деньги: всё равно любой работодатель будет оценивать конкретный результат работы, а не количество дипломов".

Похожими ощущениями делится и генеральный директор Abbyy Сергей Андреев, утверждающий, что "в компании "к отучившимся" сотрудникам относятся хорошо, и, возможно, это даже помогло отучившимся стать столь ценными. Но поскольку я их учения не видел, то сказать наверняка, как на них повлияла учеба, не могу. Есть, однако, общее ощущение, что "учеба" помогает далеко не всем. Я видел достаточно людей, приходивших устраиваться на работу и козырявших престижными дипломами, но при этом совершенно бесполезных по существу. Прежде всего ценится опыт, ряд важных навыков, которые можно частично приобрести в том числе и при обучении. Но без опыта, без правильных личных качеств, ума, наконец, диплом MBA — мало значимый параметр".

И всё же не будем утверждать, что российский ИТ-бизнес - уж вовсе не привлекательная в виду подобной настороженности аудитория для эмиссаров бизнес-образования. Так, Ирина Ревякина, директор группы компаний Verysell по маркетингу, утверждает, что обучение способно качественно изменить человека: "Представьте, что вы не умели читать, водить машину, не знали английского языка, не умели работать с компьютером… и вот, научились — неужели для вас не открылся совершенно новый мир? Бизнес-обучение — это не мода, а необходимость. Конечно, для тех, кто хочет развиваться, а не выполнять всю жизнь одни и те же отточенные операции. MBA - это дело личное, но компании обращаются в бизнес-школы для того, чтобы дать своим людям навыки, необходимые для улучшения их собственных результатов работы или результатов работы целых подразделений. И среди представленных в России бизнес-школ есть очень достойные. Впрочем, пока на отечественном рынке информационных технологий немногие компании обращаются к услугам бизнес-школ, в то время как представительства западных компаний, как правило, обучают своих сотрудников "внутри" благодаря отработанным системам тренингов, а некоторые менеджеры занимаются своим образованием самостоятельно”.

Во многих случаях к стремлению сотрудников получить бизнес-образование в российских компаниях относятся спокойно и даже заинтересованно. Кроме того стоит иметь в виду, что первая волна желающих получить степень MBA уже прошла. По оценке директора компании "Эргодата" по маркетингу Арсения Даббаха, "на первом этапе, а он начался в год кризиса, люди получали MBA для повышения собственного статуса: это был пик моды на MBA. Теперь же многое изменилось, по крайней мере, у многих желающих получить бизнес-образование уже иное отношение к учебе, люди стали более прагматичными и уделают больше внимания знаниям, а не "корочке”. Да и в некоторых российских бизнес-школах уже можно получить хорошее образование, к тому же плюс российских курсов MBA в том, что они намного дешевле и позволяют учиться без отъезда за рубеж, часто — без отрыва от работы. Минусы же очевидны — качество образования и значимость диплома для потенциального работодателя. Так или иначе, в нашей компании положительно относятся к бизнес-образованию, как в виде тренингов, так и в виде получения полноценного MBA. Сотрудники могут получить полную или частичную компенсацию, хотя эти вопросы всегда решаются индивидуально".

Так разрешима ли дилемма "знания - опыт"? Разумеется. Но - в каждом конкретном случае. То есть вот именно что - индивидуально. Генеральный менеджер компании "Марвел" по дистрибуции Константин Шляхов напоминает: "На Западе принято считать, что наличие у специалиста MBA повышает его стоимость как работника и позволяет претендовать на более высокий оклад. В этом смысле, кстати, мне показалась любопытной явно "переводная” статья в одном из журналов, посвященных кадрам и персоналу: дескать, "не надо поощрять" и уж тем более способствовать получению твоими сотрудниками MBA, поскольку такое желание со стороны сотрудника говорит о том, что он намерен затем либо искать иное место работы, либо - просить существенной прибавки к жалованью. И всё же в ведущих западных компаниях (в одной из которых я довольно долго работал сам и знаю это на личном опыте) считается, что год практической работы на руководящей должности в случае успешных результатов ценится выше, чем два года теоретической подготовки, не подкрепленные практическими успехами. Иными словами, бизнес-образование является "желательным", но вовсе не "необходимым" и уж явно не "достаточным" основанием для достижения успеха в бизнесе. А своих менеджеров мы в части обучения поощряем, помогаем оплатить обучение, которое, однако, должно осуществляться в свободное от основной работы время".

Наконец, складывается ощущение, что операторы рынка бизнес-образования в России пока не слишком активно обрабатывали именно сектор ИТ, хотя в активности им не откажешь. В частности, 15 сентября в Москве и Санкт-Петербурге прошла выставка "Экономическое и бизнес-образование в России и за рубежом". Вот только не ясно, сколько менеджеров по кадрам и руководителей ИТ-компаний было в числе ее посетителей.

***

В ходе недавнего заседания Госсовета, на котором рассматривалась ситуация в области образования, Президент Путин посетовал, что, дескать, российским гражданам повсюду и за всё приходится платить. Но похоже, что и небедным российским ИТ-предпринимателям хотелось бы получить, наконец, от представителей бизнес-образования ясные ответы на вопрос о том, во что выльются вложения в переподготовку специалистов: при современном развитии полиграфического дела дипломы и сертификаты давно перестали быть проблемой.

Денис Викторов
Инфо-Бизнес

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100