На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Образование и карьера
Разделы в "Образование и карьера":
MBA

МВА для специалиста

Допустим, вы убеждены, что в наш век лучше быть узким специалистом, чем на-все-руки-мастером. Допустим, вы полагаете, что уже нашли свою стезю и не променяете ее ни на какую другую. Допустим, вы собрались получить степень МВА. Отлично! У вас есть несколько вариантов.

В принципе получение степени магистра бизнес-администрирования (Master of Business Administration, MBA) предполагает изучение целого спектра базовых дисциплин и формирует широкий взгляд на бизнес, позволяющий руководить любой компанией вне зависимости от того, в какой сфере она действует. Собственно, МВА и ценят за универсальный характер.

Тем не менее даже самая что ни на есть "дженералистская" (от General Management) программа подразумевает определенную специализацию. Это достигается за счет комбинирования курсов по выбору (electives), которых в рамках программы бывает несколько, но не меньше двух. Здесь главное - не ошибиться с выбором.

Такой вариант - программа МВА общего плана и комбинация курсов по выбору - считается оптимальным. "Мы предлагаем МВА широкого профиля, поскольку убеждены, что сама сущность таких программ заключается в освоении всех ключевых дисциплин менеджмента, - говорит Линда Бромаж, менеджер программ МВА из британского Университета Кили (Keele Unuiversity). - Но в ее рамках студенты имеют возможность получить специализацию в организаторской деятельности, маркетинге или финансах".

Немного о факультативах. Выбор здесь богатейший. Если на МВА в Университете Шеффилда вам предложат выбрать два предмета из четырех возможных (маркетинг, бухучет и финансовый менеджмент, менеджмент в сфере высоких технологий, электронный бизнес), то в Лондонской школе бизнеса факультативов более 80.

Каждая школа имеет свою изюминку - область, в преподавании которой она особенно сильна. Например, в американской Kellogg это маркетинг (здесь преподает сам Котлер!), в бизнес-школе Чикагского университета - финансы, в бизнес-школе Kenan-Flagler Университета Северной Каролины - подготовка консультантов. Выяснить, где и чему учат лучше всего, можно благодаря рейтингам, в частности ежегодному исследованию газеты Financial Times.

Если курсов по выбору много, принято говорить об особом акценте в рамках General MBA. Например, в школе менеджмента Крэнфилдского университета (Великобритания) в прошлом году появилась возможность выбрать так называемый Finance Track, состоящий из 10 специальных курсов, посвященных финансам. Студенты вникают в тонкости таких финансовых премудростей, как казначейские обязательства, операции на рынке ценных бумаг, дериативы и другие не менее захватывающие вещи. Эту форму можно считать переходной между обычной (General MBA) и специализированной (Spezialised МВА) программами МВА.

В России, согласно Государственным требованиям к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования", утвержденным Министерством образования РФ 9 ноября 1999 года, на специализированные курсы отводится 400 часов. "Из-за жесткости этих требований специализация в России рассматривается только как приятная добавка к "дженералистской" программе, - говорит Ашот Сеферян, руководитель программы МВА Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - Они в значительной мере ограничивают свободу маневра".

Тем не менее школы стараются уделять внимание дисциплинам специализации. В той же ИБДА программа МВА выступает в трех вариантах - с креном в информационные технологии, управление персоналом либо маркетинг и управление продажами. На специализацию отводится около 100 учебных часов. Студентам предлагается выбор из 25-35 курсов (на курс должно записаться не менее 10-12 человек). Программа MBA Института бизнеса и экономики АНХ и Californian State University Heyward включает три курса по выбору, а программа Высшей школы менеджмента, являющейся подразделением Высшей школы экономики (Москва), - два специализированных блока дисциплин: "Маркетинг" и "Финансовый менеджмент".

Специализированные МВА

Если вы уже имеете экономическое образование, точно знаете, чем будете заниматься, и не видите смысла в штудировании базовых дисциплин, рекомендуем обратить внимание на программы МВА со специализацией (Specialised MBA). В отличие от "дженералистских" они предполагают углубленное изучение той или иной функциональной области управления (маркетинг, финансы, логистика, управление персоналом etc.) или специфики определенной отрасли (страхование, здравоохранение, информационные технологии, промышленность etc.).

Как отмечает начальник отдела маркетинга ВШМБ АНХ Алексей Ончуков, несомненный плюс специализированных программ -индивидуализация обучения. "Каждый слушатель приходит со своим интересом, и солидная бизнес-школа должна этот интерес удовлетворить, что мы и стараемся делать, вводя специализации". Одна из самых популярных специализаций на Западе - международный менеджмент (International Management). Это направление возникло как ответ бизнес-школ на глобализацию экономики, и его отличает повышенное внимание к изучению международного (а не только американского, к примеру) законодательства и межкультурным коммуникациям. Не случайно такие программы в школах разных стран (INSEAD, Франция; Wharton, США) особенно привлекают иностранных студентов.

Еще одна распространенная специализация - предпринимательство. Во времена недавнего Интернет-бума многие студенты, еще не закончив учебу, уже запускали вскладчину новые проекты (start-ups). Школы пошли им навстречу и постарались включить в программу обучения такие необходимые каждому предпринимателю дисциплины, как основы лидерства, методика составления бизнес-планов, построение команды, привлечение инвестиций и прочее. В Европе сильнейшими в этом направлении считаются EM Lyon (Франция), Instituto de Empresa (Испания), Manchester Business School (Великобритания). Среди американских школ выделяется Babson Graduate School of Business.

В последние годы повышенным спросом пользуются специалисты в области информационных технологий и электронной коммерции (e-business, e-commerce). Сегодня специализированные программы этого типа предлагают SDA Bocconi (Италия) и Rotterdam School of Management (Нидерланды). В последней можно получить и сдвоенную степень MBA/MBI (Master of Business Informatics). В США программа Information Management MBA действует, например, в бизнес-школе Университета Texas-Austin.

Не забыто и такое важное направление, как финансы. Умение разбираться в финансовых хитросплетениях не повредит ни одному менеджеру. Хорошую программу Financial MBA предлагает Ноттингемский университет (Великобритания). Примером еще более узкой специализации служит программа "Страхование и финансовый сервис", организованная совместно University Nijenrode (Нидерланды), Сент-Галленским университетом (Швейцария) и Гентской школой De Vlerick School of Management (Бельгия). Многим ее студентам обучение оплачивают крупные банки и страховые компании, включая Swiss Re, ABN Amro Bank и ING Barings Bank.

Вариантов специализаций очень много. Хотите сделать карьеру в области туризма и гостиничного менеджмента? Пожалуйте на МВА Международного университета Шиллера (Schiller International University) на базе его кампусов в Лондоне и Флориде. В США школа Университета Мэдиссон-Висконсин (UW-Madison) предлагает МВА в области сделок с недвижимостью и организации городской экономики. Между прочим, школа, согласно рейтингу журнала US News & World Report, входит в тройку лидеров американских программ этого типа. Можно прицельно изучать телекоммуникации (Newcastle University Business School), высокие технологии (Bradfort University), логистику (Bath University). Есть и "экзотика" - МВА со специализацией в области бренд-менеджмента предметов роскоши в парижской школе ESSEC, спортивного менеджмента - в Ливерпуле и Лавборо.

Чтобы получить диплом MBA и специальность менеджера футбольной команды в Ливерпульском университете, нужно учиться один год. Группа из примерно 30 студентов занимается на базе научно-исследовательского центра, открытого в 1994 году. Они слушают лекции, проходят практику и в завершение выполняют самостоятельное исследование. Например, швейцарец Кристиан Штауб выбрал эту программу потому, что он заядлый болельщик. Кристиан прошел трехмесячную практику в футбольном клубе FC Basel в качестве ассистента по маркетингу, а потом еще месяц работал на собственном телеканале английского клуба Manchester United. Итоговую работу он писал по теме "Клубное телевидение". "Я хочу работать в футбольном клубе, - говорит Штауб. - Предпочтительно - в английском, хотя и Швейцария как футбольная страна не так уж плоха: по "удельному весу" телевизионных болельщиков в населении мы входим в пятерку лидеров среди европейских стран".

Некоторые специализированные программы настолько отходят от стандарта МВА, что их даже переименовывают. Так произошло с программами в области государственного управления и менеджмента в некоммерческих организациях. Теперь многие из них называются MPA - Master of Public Administration. Сильная программа этого типа есть в бизнес-школе Крэнфилдского университета.

Отечественные бизнес-школы уделяют специализации не меньшее внимание, чем зарубежные. Причина, надо полагать, кроется в том, что на специалистов в нескольких узких областях - финансы, маркетинг, управление персоналом, бренд-менеджмент - существует стабильный спрос. В этой ситуации получение специализации является мощным карьерным стимулом.

Одно из самых востребованных направлений - финансы. Например, в Московском университете "Туро" есть три специализированные программы МВА, в том числе "Банки и финансы". Общими для всех трех являются только пять базовых курсов: макроэкономика, управленческий бухучет, маркетинговые стратегии, финансовый менеджмент, информационные технологии в менеджменте. Выбор остальных курсов зависит от специализации и включает такие дисциплины, как "Иностранные валютные рынки", "Международные инвестиции", "Финансовые технологии", "Финансовые рынки и учреждения", "Деривативы", "Компьютерное моделирование глобальных финансовых рынков". В этом году была организована первая специализированная "MBA в электронном бизнесе". Она стала плодом объединения усилий факультета "Компьютерные технологии в бизнесе" Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ) и Высшей школы коммерции Гренобля (Groupe ESC Grenoble, Франция). Студенты изучают менеджмент информационных систем, менеджмент в условиях "новой экономики" (так называют высокотехнологичную сферу бизнеса), Интернет-маркетинг и другие предметы. Программу спонсирует компания IBM.

Дело мастера боится

Если же вам нужен еще более высокий "градус" специализации, остается радикальный вариант - пренебречь широтой охвата тем и пойти на магистерскую программу в соответствующей области. В подавляющем большинстве бизнес-школ есть подобные программы по финансам и информационным технологиям. Лекции читают те же профессора, что и на МВА, однако доля специальных курсов гораздо выше, а от претендентов требуется наличие большего профессионального опыта. Обучение завершается написанием самостоятельной работы и стажировкой.

Рассмотрим для примера программу MSc in Finance в Лондонской школе бизнеса (LBS). За год студенты должны освоить четыре базовых предмета: бухучет и финансовый анализ, корпоративные финансы и их оценка, финансовые рынки, основы финансирования.

Аналогичная 12-месячная программа есть и в голландской RSM. Она разбита на пять модулей. В качестве вводных курсов студенты осваивают "Принципы финансов" и "Принципы принятия финансовых решений", затем изучают инвестиции, финансовые рынки и эконометрию и, наконец, углубляются в совсем уж непроходимые финансовые дебри. В общей сложности учебный план включает 15 предметов.

Пример из другой сферы - магистерская программа в области международной экономики и менеджмента (MIEM) в итальянской бизнес-школе SDA Bocconi. Ее продолжительность тоже составляет 12 месяцев, а занятия проходят на английском. На этой программе вместе учатся, обмениваясь опытом и перенимая друг у друга лучшее, студенты из 25 стран. Каждый из них имеет возможность выбрать одно из двух направлений - "Деньги, финансы и банковское дело" или "Промышленный анализ и маркетинг".

В заключение отметим, что специализация - очень эффективный путь к карьерным высотам. Но только в том случае, если вы на 100% уверены, что это - ваше. Между тем выпускники программ МВА свидетельствуют, что при поступлении в бизнес-школу взгляды обычно меняются, и порой достаточно радикально. Так что постарайтесь не промахнуться.

Андрей Буховцев
StudyIn.ru Online

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100